$ 63.3067.21$54.33
30 июня 2015 года в 15:05

Вопрос: Почему предприниматели скрывают финансовые показатели?

Налоги, алименты и другие причины

Вопрос: Почему предприниматели скрывают финансовые показатели?

Многие предприниматели неохотно делятся финансовыми показателями своей компании, объясняя это защитой от конкурентов и проверяющих органов. Но причины бывают самыми разными. «Секрет» выяснил, что ещё заставляет скрытничать предпринимателей.

Александр Рогозный
Генеральный директор Avis Expert

Последние годы образ 25-летнего яппи-миллионера захватывает умы большого количества молодых людей, начитавшихся правдивых и не очень историй успеха ровесников. Многие пытаются запустить стартап или открыть свой свечной заводик, стремясь не столько делать бизнес, сколько создать вокруг себя ореол не по годам успешного бизнесмена. Сообщество молодых предпринимателей в значительной степени превратилось в ярмарку тщеславия, на которой похвастаться действительно серьёзными достижениями может далеко не каждый. Огласка реальных финансовых показателей может моментально разрушить образ успешного стартапера.

Александр Ларьяновский
Партнёр компании Skyeng

Мне знакомы истории, когда инвестор, входя в проект, требует, чтобы показатели раскрывались с разрешения совета директоров. А его далеко не всегда легко и быстро получить. С другой стороны, если проект находится на планово-убыточной стадии, то финансовые показатели могут быть совершенно неверно истолкованы рынком. Ну или другой вариант — всё идёт не по плану, но владельцам или управленцам кажется, что есть шанс поправить. Если ниша рынка непрозрачная, некоторые хотят казаться больше, чем есть на самом деле. Хотя, конечно, чаще всего предприниматели скрывают финансовые показатели, когда белая часть бизнеса сильно отличается от реальности. Например, когда часть выручки идёт в чёрную, или не платятся все налоги, или используются дырки в законодательстве.

Лариса Трембицкая
Руководитель студии «Сила слова»

Одна из основных причин, по которой предприниматели скрывают финансовые показатели, — большие налоги. Тем более сейчас, в сложный период, когда бюджет государства трещит по швам. Оно безжалостно ужесточает давление на бизнес, предпринимательство и сокращает социальные программы.

Ещё одна причина — привычка воровать. Есть такой бородатый анекдот: «Я не понимаю. В отелях, где чайник, фен и мыльницу прикручивают, думают, что я путешествую без отвёртки?» Он говорит о многом. Страсть обмануть, обхитрить, развести даже не в крови — она в костном мозге, поэтому некоторые предприниматели считают делом чести занизить доходы.

Также предприниматели могут скрываться от алиментов. Таких мало, но они есть. Им тоже по кайфу не отдать собственный кусок пирога. Пусть даже за счёт детей!

Анна Шпак
Управляющий партнёр сети ресторанов «Хачапури»

Мы не раскрываем свои финансовые показатели публично — это наш бизнес, и знать цифры посторонним не стоит. Раскрытие такой информации всегда предполагает наличие каких-то стратегических планов по дальнейшей экспансии, амбиции, поиск новых инвесторов. Если вы не намерены продавать свой бизнес, то стоимость вашей компании должна быть известна только вам.

Наши деньги постоянно кто-то считает по методике «умножить количество гостей на средний чек», но полученные данные с реальностью ничего общего не имеют. Примерная оценка выводится только после анализа как минимум года работы с учётом всех факторов. Рынок ресторанного бизнеса особенно закрытый, потому что на нём очень много денег непубличных инвесторов.

Денис Петров
Финансовый директор интернет-агентства «Медиасфера»

Можно выделить две группы причин. Первая группа — это причины личного характера, а вторая — связанные с ведением бизнеса.

Приведу несколько примеров причин личного характера. Представим, что предприниматель не хочет платить своим сотрудникам приличную заработную плату. Если о хороших финансовых показателях компании будут знать сотрудники, получающие невысокую заработную плату, к которым к тому же предъявляются высокие требования, едва ли они будут выполнять свои обязанности на том же уровне. Квалифицированные сотрудники вряд ли задержатся на такой работе.

Кто-то из предпринимателей в силу своих личных качеств захочет светить высокими доходами. Или банально предприниматель не хочет, чтобы его супруг или супруга знали обороты компании и, соответственно, прибыли.

Среди причин второй группы основная — закрыть конкурентам доступ к своим финансовым показателям. Если показатели вашей фирмы недостаточно хороши, это даст возможность конкурентам рассказывать вашим потенциальным и действующим клиентам, что «у них в компании бардак, едва сводят концы с концами, скоро закроются и вы потеряете деньги» — и так далее.

Если показатели хорошие, это будет показывать конкурентам ориентиры — оборот успешной компании в их отрасли, структуру и объём накладных расходов, расходов на производство — и, как следствие, давать возможность оптимизировать свой бизнес.

Резюмируя, могу сказать, что уверенному в себе и порядочному бизнесмену ничего скрывать не нужно. Но, конечно, каждый волен поступать, как ему подсказывает его предпринимательский талант!

Виктор Лысенко
Основатель Рокетбанка

Для непубличной компании публичное обнародование своих финансовых и операционных показателей в подавляющем большинстве случаев вредно. Минусов много. Во-первых, эти сведения станут доступны вашим конкурентам, а вы про них знать не будете. Зачем вам такая асимметрия информации? Во-вторых, эти данные обычно начинают интерпретировать люди, не посвящённые в детали бизнеса, и их интерпретации могут нанести вам вред.

Яркий случай, иллюстрирующий этот тезис, произошёл на днях. Компания Uber привлекла гигантский раунд в $1 млрд при оценке в $50 млрд. В прессу попали детали term sheet сделки (http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-06-30/uber-bonds-term-sheet-reveals-470-million-in-operating-losses), а именно: операционный убыток в $470 млн при выручке $415 млн (за неустановленный период времени). И вокруг этого события сразу поднялось много шума: компания убыточная, надувается пузырь, добром это не кончится, куда мы все катимся и так далее. Ситуация парадоксальная, ведь инвесторы, которые внимательно изучали все показатели компании, считают эту сделку выгодной, а менее информированные гуру с готовностью рисуют апокалиптические сценарии.

В рубрике «Вопрос» мы отвечаем на вопросы, которые волнуют предпринимателей. Свои предложения по темам присылайте на sf@rambler-co.ru с пометкой «вопрос».

Обсудить ()
Новости партнеров