$ 63.3067.21$54.33
17 июня 2015 года в 09:15

Дмитрий Волошин. Почему учить чужих студентов выгодно

Это не благотворительность

Дмитрий Волошин. Почему учить чужих студентов выгодно

Довольно часто от своих коллег я слышу, что образовательные проекты для компании — это чистой воды благотворительность, которую далеко не каждый может себе позволить. Мол, вложенные в подобные начинания средства себя не оправдывают. Однако я готов поспорить с этим утверждением.

Конечно, в первую очередь такие проекты делаются ради студентов, которые по тем или иным причинам не смогли вынести из вузовской программы определённые знания. Однако есть и вторая сторона, о которой почему-то принято умалчивать. Образовательные проекты — это не просто «плюс в карму» компании, но ещё и выгода для бизнеса. Причём эту выгоду можно подсчитать.

Формула, о которой идёт речь, — это не сферический конь в вакууме. Правильность расчётов мы проверили на собственном опыте. Больше трёх лет назад стартовал первый из образовательных проектов Mail.Ru Group — «Технопарк Mail.Ru», — который мы реализуем совместно с МГТУ им. Н. Э. Баумана. Через некоторое время мы с факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова запустили «Техносферу Mail.Ru», где готовим исследователей в области big data. Не так давно в этих же вузах открылись наши лаборатории, в них студенты проходят стажировку. Мы смогли позволить себе расширять образовательную программу, потому что увидели её экономическую эффективность. Она выгодна не только студентам, но и нам самим.

Как это работает? Всё начинается с пресловутой нехватки квалифицированных кадров в области IT: вчерашним выпускникам недостаёт практических навыков, а специалистов с релевантным опытом на рынке недостаточно. 90% российских IT-компаний эту проблему решают по классической схеме: приглашают стажёра (как правило, ещё не окончившего вуз) и приставляют к нему сотрудника, так называемого наставника или ментора. Подсчитаем расходы, которые при таком раскладе несёт бизнес. Они состоят из зарплаты стажёра и части зарплаты наставника, которая определяется исходя из того, сколько рабочего времени он тратит на обучение студента. Например, если на взаимодействие со стажёром наставник тратит 30% рабочего времени, то при длительности стажировки в один год затраты компании легко вычислить по формуле: 30% среднемесячной зарплаты наставника умножить на 12. Но есть и ещё один коэффициент, который тоже стоит учесть. Это, говоря языком HR, лояльность стажёров, то есть доля обучающихся, которые проработают в компании не менее двух лет (обычно первый год уходит на обучение, а во второй год начинается полноценная работа, в ходе которой уже окупаются затраты компании). Таким образом, мы получаем простую экономическую модель, которая позволяет определить, сколько компания тратит на каждого стажёра.

Чтобы минимизировать расходы на наставничество, мы в Mail.Ru Group немного видоизменили классическую схему — сократили период стажировки с одного года до трёх-шести месяцев и частично перенесли образовательный процесс из компании в учебные аудитории. В среднем на наших образовательных проектах учится 120–150 человек. Порог окупаемости — 40 участников. В этом случае затраты на реализацию этих проектов становятся сопоставимы с затратами при использовании классической схемы: если бы мы набрали молодых ребят с небольшим опытом работы и обучили внутри компании. Как правило, фактически в компанию приходит существенно больше сотрудников.

Кроме того, образовательные программы дают компании ещё один бонус — высокий уровень лояльности стажёров. В среднем по рынку не более 30% стажёров остаются в компании на протяжении как минимум двух лет. В Mail.Ru Group эта цифра достигает 82%. А коэффициент лояльности влияет и на затраты.

Следующий бонус при реализации массовых образовательных проектов — зарплата наставников. Конечно, мы могли бы найти сторонних преподавателей с большим опытом работы. Но мы посчитали (и не просчитались), что стоит дать возможность преподавать нашим сотрудникам. Затраты в этом случае остаются неизменными: деньги, которые в ином случае получил бы приглашённый специалист, мы выплачиваем коллегам. Зато мы даём им возможность реализоваться. Преподавать в одном из лучших вузов страны — это престижно. Такой подход повышает лояльность опытных сотрудников, а это не менее важно, чем сэкономить.

На каждого студента «Технопарка» и «Техносферы» за два года обучения мы тратим порядка 300 000 рублей. Изначально мы планировали, что эта сумма будет примерно на 30% меньше, но в процессе реализации проектов поняли, что есть вещи, на которых не стоит экономить. Например, количество дисциплин, которые должен пройти человек, прежде чем мы сможем допустить его к стажировке в компании. Есть прямая связь между тем высоким процентом стажёров, которые работают у нас не менее двух лет, и затратами, которые мы несём на их обучение. Дадим мы не три, а, скажем, две дисциплины в семестр, и те самые 82% могут превратиться в 60%, и в конечном итоге компания потеряет гораздо больше. Как бы банально это ни звучало, но бизнес — это прежде всего люди, а учитывая дефицит квалифицированных кадров в сфере IT, рисковать не хочется.

Лаборатории Mail.Ru Group в вузах-партнёрах заработали относительно недавно, но тоже уже успели доказать свою эффективность. Для студентов это, по сути, та же самая стажировка в нашей компании под руководством опытных наставников. Например, в лаборатории занимаются исследованием алгоритмов таргетинга для наших рекламных систем — в общем, всё то же, что они делали бы в офисе Mail.Ru Group. Разница в том, что лаборатория находится в стенах родного университета. А для компании это снова экономия. Во-первых, понимая всю значимость подобных проектов для учащихся, вузы часто готовы предоставить помещения для занятий бесплатно. А во-вторых, при таком раскладе стажёры, которым не нужно ехать после учёбы на другой конец Москвы, как правило, готовы больше сил вкладывать в лабораторные проекты, которые им интересны.

Конечно, не все выпускники наших образовательных проектов остаются работать в Mail.Ru Group — примерно половина уходит в другие компании. Ну что же, поднимать уровень IT-образования — общая задача для всех лидеров отрасли.

На мой взгляд, реализовывать корпоративные образовательные проекты могут себе позволить большинство крупных компаний. Не стоит думать, что вашему бизнесу это невыгодно. Ведь на своих HR-просчётах можно потерять гораздо больше денег (и нематериальных ресурсов). А если образовательные проекты станут обычной практикой, в конечном итоге от этого выиграют все: и сами компании, и молодые специалисты, и страна в целом.

Фотография на обложке: pkujiahe/Getty Images

Обсудить ()

Читать по теме

Новости партнеров