$ 64.1568.47$54.46
17 июня 2015 года в 15:42

Гики в Белом доме: Зачем Обама нанимает лучших из Кремниевой долины

«Стартаперы на госслужбе» это что-то вроде «ковбои против пришельцев»

Гики в Белом доме: Зачем Обама нанимает лучших из Кремниевой долины

«Если бы не интернет, Барак Обама не стал бы президентом», — считает основательница The Huffington Post Арианна Хаффингтон. Сегодня Обама пытается завоевать любовь американцев при помощи удобных правительственных сервисов и порталов. Для этого он пригласил в Белый дом лучших из лучших и создал отдел государственной техподдержки. Журнал Fast Company опубликовал статью о президентском стартапе, а «Секрет» перевёл самое интересное из неё.

«Все мои профессиональные достижения начали казаться незначительными после того, как мне удалось помочь миллиону человек попасть в больницу, когда им это было необходимо. В какой-то момент я понял, что больше никогда не смогу заниматься работой без большого общественного значения», — признаётся Мэттью Уивер, который год назад уволился из Google, чтобы перезапустить государственный сервис Healthcare.gov. На работу его пригласили бывший помощник президента Барака Обамы Тодд Пак и директор по информационным технологиям в Белом доме, бывший технический директор Facebook Майки Дикерсон. Эти двое начали формировать элитную команду разработчиков Белого дома из сотрудников самых успешных интернет-компаний. Их амбициозная цель — достичь такой же эффективности и маневренности на госсайтах, как и у успешных сервисов Кремниевой долины. Сейчас, cпустя год после начала вербовки, на государство уже работает около 140 специалистов, а к концу 2016 года по плану команда будет состоять из 500 человек. Задача высокой степени сложности: неизвестно, возможно ли найти такое количество звёздных технарей, да и кто даст гарантию, что они действительно смогут изменить громадную бюрократическую систему.

Всё началось в 2013 году, когда Барак Обама в комнате Рузвельта в западном крыле Белого дома провёл встречу с приглашёнными интернет-талантами. Он предложил им работать на него и пообещал донимать звонками их начальство и их семьи до тех пор, пока они не согласятся. Слушатели рассмеялись. Но президент уточнил: «Я абсолютно серьёзно. Вы нужны мне, чтобы провести капитальный ремонт цифровой структуры правительства».

Глава отдела технологий администрации президента США Тодд Парк и президент США Барак Обама Фотография: Pete Souza/White House

Предложив населению удобные правительственные сайты, президент надеется изменить отношение американцев к государству и вновь пробудить их угасающую веру в то, что возможностей и прав у них становится всё больше с каждым днём. Обама всегда ценил мир высоких технологий — его президентская кампания 2008 года стала образцом эффективного использования социальных сетей. Но за последние тридцать лет правительство США уделяло технологическому развитию настолько мало значения, что частный сектор оставил его далеко позади. Придя к власти, Обама удивился этому ужасающему разрыву, но тогда на повестке дня были более важные вопросы — например, экономический кризис.

Но в 2013 году этот вопрос уже нельзя было откладывать в долгий ящик. Главное достижение Обамы — реформа здравоохранения — должно было быть представлено сайтом для поиска и покупки услуг медицинского страхования Healthcare.gov. Но сайт не работал, хотя на его создание потратили почти три года и $800 млн. В первый же день часть пользователей не смогла зарегистрироваться на сайте, процесс подачи страховых заявок регулярно зависал, а размеры страховых субсидий рассчитывались неправильно. Общественность осталась недовольна.

Тодд Пак — на тот момент главный технический директор США — взялся за урегулирование проблемы. До работы в правительстве он запустил два технологических медицинских стартапа (Athenahealth и Castlight Health), каждый из которых сегодня оценивается более чем в миллиард долларов. Парк пригласил Дикенсона из Google, а вместе с ним и ещё шестерых инженеров — эта небольшая команда за семь недель должна была исправить все недоработки сайта. Результат их работы заставил Обаму задуматься — чего можно было бы достичь, останься талантливые специалисты из частного сектора на госслужбе?

Государственный сайт онлайн-страхования Healthcare.gov

У американского правительства был пример для подражания — в Великобритании в 2011 году появилась правительственная служба по электронным услугам Government Digital Service (GDS), создавшая портал госуслуг Gov.uk и другие госсервисы. Журналисты прозвали GDS лучшим техстартапом Европы, в который, правда, нельзя инвестировать.

После двух месяцев напряжённой работы над новой версией Healthcare.gov Дикерсон вернулся домой на Западное побережье, где несколько недель только отдыхал и высыпался. В мае 2014 года он вернулся в Вашингтон и встретился с Тоддом Парком. Они ели бургеры, когда Парк разразился долгим монологом о том, что пришло время для нового, ещё более амбициозного, чем Healthcare.gov, проекта. Спустя несколько месяцев новый отдел во главе с Дикерсоном взялся за дело. Новый революционный технологический центр Вашингтона получил название The U.S. Digital Service (USDS). Штаб-квартира службы расположена в величественном кирпичном особняке недалеко от Белого дома, где сотрудники USDS, как правило, собираются за длинным столом в просторном кабинете на первом этаже со своими ноутбуками. Если ли места не хватает, они спускаются в подвал и работают, развалившись на мягких креслах. Помимо аэрохоккея, в этом офисе мало что напоминает культуру Кремниевой долины — выданные новоиспечённым госслужащим смартфоны BlackBerry причиняют им чуть ли не физическую боль.

Со стороны может казаться, что все прошлые технологические ошибки Вашингтона связаны с недостатком талантливых инженеров. Приятно думать, что сегодняшняя волна назначений новых талантливых людей — это попытка спасти Америку от варваров, что сейчас кодят в Белом доме на деньги налогоплательщиков. Но думать так не совсем верно, ведь специалистам необходимо не только знать, как заставить прогнившую систему работать, но и преодолеть тысячи страниц правительственных постановлений. Парк говорит: «Отбирая людей, мы обращаем внимание на то, что наши коллеги должны преодолевать не только старые технологии, но и бюрократию».

Директор по информационным технологиям в Белом доме Майки Дикерсон и глава отдела технологий администрации президента США Тодд Парк Фотография: Steve Rogers/Contributor/Getty Images

«Здесь всё работает по инерции. Для работы над первой версий Healthcare.gov привлекли 55 внешних компаний, на его создание потратили около $800 млн. Создателям Twitter понадобились три раунда инвестиций, прежде чем они привлекли сопоставимую с Healthcare.gov аудиторию (восемь миллионов против десяти). В общей сложности компания привлекла около $60 млн», — объясняет Дикерсон. Он уверен, что на Healthcare.gov нужно было бы потратить не больше. Но в Белом доме не было никого, кто бы настоял на уже традиционной для Кремниевой долины последовательности — запуск продукта на стадии разработки, тестирование, исправление ошибок и непрерывное улучшение. Обама признаётся, что он ошибался, думая, что правительство сможет с помощью традиционных методов создать интернет-сервис. «Это творческий процесс, к которому нельзя относиться как к закупке карандашей», — сказал президент.

Тодд Пак описывает штат сотрудников стартапа как «трёхслойный пирог». USDS — это первый слой. По сути, это технологи, решающие, какие проекты должны стать приоритетными для правительства и кто должен над ними работать. Второй слой — это 18F, группа из 90 технологов и дизайнеров, которые работают в структуре Управления служб общего назначения. Она получила называние из-за расположения штаб-квартиры на пересечении 18-й улицы и улицы F. Группа имеет неформальные связи с USDS, но остаётся отдельным агентством. Группу может нанять любой член правительства или сотрудник администрации, нуждающийся в цифровой помощи. В отличие от USDS 18F не обязана следовать политическим взглядам президента.

Третий слой — это техкоманды от 5 до 50 человек, которые будут наняты на 18 месяцев в 25 государственных ведомств. Эти команды будут постоянно консультироваться с USDS и смогут использовать ресурсы 18F. Они будут работать над проектами Департамента образования и Департамента по делам ветеранов.

С помощью такой структуры в Вашингтоне хотят создать технологическую экосистему. Если говорить метафорически, то USDS выполняет сейчас работу ландшафтных архитекторов — там решают, какие деревья и растения можно посадить на данном участке и что из этого выйдет. А 18F работает как подрядчик, отвечающий за посадку, — это подразделение обеспечивает поставку здоровых деревьев, опираясь на своё мнение или мнение тех, кому они доверяют.

Управление служб общего назначения США, расположенное на пересечении 18-й и F улиц

Команда 18F создала аналитический сервис, который позволяет отследить, на какой государственный сайт американцы заходят чаще всего (на сегодняшний день лидирует портал National Weather Service). Главная задача этого проекта — показать, как американцы используют госпорталы, а также разжечь конкуренцию между создателями сервисов для улучшения их качества. При этом все коды находятся в открытом доступе, так что любой желающий может адаптировать их под свой сайт. Уже через неделю после запуска аналитического сайта в Вашингтоне точно такой же сайт появился в Филадельфии — в команде 18F это посчитали настоящим успехом. Местное правительство стало работать лучше без какой-либо дополнительной помощи от вашингтонских специалистов.

Одно из самых главных совместных достижений 18F и USDS — реконструкция сайта Иммиграционной службы. Среди прочих улучшений на сайте разработали удобный поиск, которым могут воспользоваться даже те, чей английский не на высоте. Ещё одна важная задача технического отдела Белого дома — переделать форму I-90 (необходима для продления и замены грин-карты). Оптимизировав онлайн-форму и улучшив приложение, вашингтонские дизайнеры надеются облегчить участь иммигрантов и ускорить процесс восстановления грин-карты.

Но даже успешно выполнив свою работу, создав самые удобные формы и самые лучшие сервисы, сотрудники «стартапа Обамы» не могут рассчитывать на признание жителями страны. Правительственные сайты станут интуитивными, удобными и быстрыми, но пользователи воспримут это как должное. И с этим надо научиться жить. Победой USDS стало то, что открытие регистрационного сезона на Healthcare.gov после перезапуска в этом году прошло гладко и без скандалов в отличие от первого запуска. «Это настоящее достижение. Крушения поезда не произошло — и мы этим гордимся», — говорит Дикерсон.

Без сомнения, технологический стартап, насчитывающий более 100 сотрудников, получивший поддержку президента и работающий в стенах правительства, имеет все шансы на успех. Но есть и немало рисков. Главный из них связан с политикой. Успеют ли реализовать свои задачи участники до того, как закончится второй срок Обамы? «Осталось ещё 630 дней. И у нас уже наготове ракетные двигатели, которые помогут нам выйти на орбиту. Если у USDS получится достичь устойчивой позиции, мы продолжим работать на целое поколение американцев или даже дольше», — говорит Дикерсон. Но всё-таки новая администрация может счесть, что госсервисы не стоят таких усилий, и прекратить работу в этом направлении. «Я сейчас не особо об этом волнуюсь, потому что пока у нас есть план на ближайшие два года. И если мы выполним всё, что запланировали, это уже будет стоить всех наших усилий — даже если всё это после обратится в прах», — заключает он.

Обсудить ()
Новости партнеров