$ 63.9267.77$54.46
21 мая 2015 года в 15:15

Станет ли Россия туристической сверхдержавой

Что даст дешёвый рубль

Станет ли Россия туристической сверхдержавой

Российские власти считают, что страна не полностью использует свой туристический потенциал и отрасль должна приносить в пять раз больше. В этом году есть два тренда, которые могут исправить ситуацию: увеличивающееся количество россиян, которые выбирают отдых внутри страны, и подешевевший рубль, сделавший Россию бюджетным направлением для иностранцев. В рейтинге стран, привлекательных для туризма, наша страна уже поднялась с 63-го на 44-е место, расположившись сразу за Турцией. «Секрет» поговорил с экспертами и участниками рынка, чтобы понять, насколько вероятно позитивное развитие событий. Их мнения разделились, и мы составили три прогноза на сезон.

Некоторые участники рынка уже заметили увеличение спроса. Так, в онлайн-агентстве путешествий Tripsta количество забронированных туров в Россию на летний период 2015 года выросло на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но сейчас рост туристического потока идёт не за счёт Германии и США, откуда всегда приезжало много путешествующих, а за счёт Китая, Кореи и Индии. Китайцы и до этого интересовались Россией (в 2014 году в стране побывало 1,1 млн китайцев), но участники рынка уверены, что в этом году это направление окрепнет ещё сильнее.

Пессимистов в отрасли тоже достаточно — вряд ли туриндустрия сможет в корне измениться на одной лишь девальвации, говорят они. «Россия остаётся сложной страной в плане получения виз — об этом регулярно трубит рынок. Падение популярности бренда России из-за политической обстановки и сложности с оформлением документов — намного более влиятельный фактор, чем подешевевшая валюта», — считает основатель проекта Travelatus Валентин Домбровский.

При этом даже скептики признают, что внутренний туризм в этом году растёт. На это влияет несколько факторов: та же девальвация рубля, запрет на выезд за рубеж для силовиков, а также возросшие патриотические настроения. За год внутренний туризм вырос на 40%.

Представители туриндустрии в замешательстве: сказать точно, каким будет этот сезон, трудно.

Сценарий №1. Россию ждёт туристический бум

По данным Airbnb, за год число иностранных туристов в России выросло втрое. Количество воспользовавшихся сервисом для путешествия в Москву выросло на 87%, а в Санкт-Петербург — на 144%.

Резкий рост заказов от иностранных туристов в апреле после спада в конце прошлого года заметили в сервисе заказа личных водителей Wheely.
Увеличение числа туристов наблюдают и гиды. Испаноязычный гид и основательница проекта Step2SPb Александра Тимескова рассказала «Секрету», уже сегодня у неё всё расписано до конца лета. По её наблюдениям, раньше Россию могли себе позволить только состоятельные иностранцы, а сегодня приезжает всё больше бюджетных туристов.

Рост прибыли за счёт иностранных туристов отмечают и авиакомпании. По данным сервиса бронирования авиабилетов Aviasales.ru, количество иностранных туристов, покупавших авиабилеты в Россию, в прошлом году, несмотря на санкции, росло на 10–15% в месяц. Небольшое падение было в феврале этого года, но потом рост продолжился.
«Россия сейчас отличное транзитное направление. Из-за падения рубля летать из Европы в Азию «Аэрофлотом» и «Трансаэро» стало дешевле на $150–250, чем другими авиалиниями», — объясняет представитель Aviasales Янис Дзенис. По его оценке, у ключевых перевозчиков сегодня появилась возможность закрыть потери от внутреннего трафика и отказа россиян от полётов за границу.

Ещё одна радостная для туриндустрии тенденция — рост внутреннего туризма. «В прошлом году туры по России предлагали всего пара операторов. Сегодня на рынок вышло существенное количество крупных компаний, которые стали пакетировать местные туры, — рассказывает глава сервиса бронирования туров онлайн Level.Travel Дмитрий Малютин. — В связи с этим в марте мы запустили российское направление, и почти сразу 20% наших продаж стали приходиться на него». Тенденцию подтверждает руководитель сервиса бронирования жилья для отдыха в частном секторе Tvil.ru Алексей Черепахин: в январе количество бронирований жилья на юге России увеличилось в три раза.

Сценарий №2. Количество туристов не изменится, но изменится их состав

Этим летом количество посетителей осталось прежним, но изменился их состав, рассказывает управляющая Музея русской водки Мария Колякина. Раньше их музей и ресторан посещали крупные группы из Италии, Испании, Франции и Германии, а на это лето места активно бронируют группы из Индии, а также большое количество индивидуальных путешественников из Китая. «Этим летом мы будем делать упор на гостях из Азии, а не из Европы. Примерно три месяца назад количество гостей из Японии и Китая у нас увеличилось в разы. Мы уже разработали новый подход к новым клиентам», — добавляет Колякина.

Подстраиваются под новую тенденцию и гостиничные сети. «Рост доли туристов из Китая за первый квартал 2015 года составил 64%. Учитывая эту тенденцию в индустрии, наша сеть приняла участие в программе China Friendly, направленной на создание комфортной среды для китайских туристов», — рассказывает директор по маркетингу и PR сети гостиниц Azimut Hotels Наталья Корнейчук. Для участия в программе гостиницы обязаны создать китайские версии сайта, поставить на ресепшен сотрудника, говорящего на китайском языке, и обеспечить в отеле навигацию на китайском.

Несмотря на активный рост числа туристов из новых стран, основной поток туристов всё же составляют россияне — это подтверждают представители и гостиниц, и некоторых экскурсионных бюро. «Количество иностранных клиентов у нас сократилось на 30%, но при этом этом количество клиентов из России, использующих наш сервис для выбора экскурсий, выросло на 30%», — делится статистикой основатель сервиса по бронированию необычных экскурсий Sputnik Александр Ким.

По мнению основателя сервиса поиска авиабилетов Skytrick.com Павла Малышева, рост количества российских туристов в Санкт-Петербурге действительно компенсирует падение пассажиропотока из дальнего зарубежья, однако представители туриндустрии города всё равно заработают этим летом меньше обычного. «В марте этого года аналитики и участники рынка говорили, что туристический рынок Петербурга сократился более чем на 30%. Предполагаю, это связано с тем, что иностранцы тратят в поездках больше наших соотечественников», — заключил Малышев.

Сценарий №3. Туристический рынок упадёт

Роста турпотока в Россию этим летом ожидать не стоит, считает основатель сервиса бронирования туров OnlineTur.ru Андрей Бородин. По его словам, сложная процедура получения визы и антироссийская риторика западных стран исключают эту возможность. Немного подкорректировать ситуацию удастся за счёт внутреннего туризма.

Не ждут наплыва иностранных туристов даже в популярном среди европейских туристов Санкт-Петербурге. Генеральный директор туристической компании «Мир» Валерий Фридман замечает, что в этот же период прошлого года компания продала уже 100% своих туров. Сейчас у них забронировано всего 50% путевок. «Цыплят, конечно, по осени считают, однако прошлогоднего результата нам ждать не стоит. Продадим за лето 60–70% туров. Экономическая составляющая для иностранных туристов положительная, но отталкивает политическая — они законопослушные и вряд ли поедут в Россию, если местные госдепы рекомендовали этого не делать», — заключает Фридман.

Такой провал по числу иностранных туристов в AP Companies, занимающейся организацией круизов для иностранцев на теплоходах Москва — Санкт Петербург с 2002 года, увидели впервые. «По этому маршруту ходят 47 теплоходов, на борту каждого — по 250 туристов. Почти всегда все 250 человек — иностранцы. В этом году лишь 22% пассажиров будут из других стран», — рассказывает управляющий партнёр AP Companies Лиана Абсалямова. — Половину всех иностранных туристов на теплоходах составляли граждане США. В этом году американцы заблаговременно полностью отказались от своих туров в Россию. К нам всё ещё приезжают немцы, французы, австралийцы и голландцы, турки, но большинство иностранцев — китайцы (они составляют 40% иностранных туристов, путешествующих на теплоходах)». В пустующие теплоходы попытаются привлечь российских туристов, но компаниям будет нелегко переориентироваться на новых клиентов.

Фотография на обложке: Геодакян Артём/TASS

Обсудить ()

Читать по теме

Новости партнеров