$ 63.3067.21$53.89
07 мая 2015 года в 09:05

Василий Мунтян. Как приручать «чёрных лебедей»

Почему планирование бесполезно

Василий Мунтян. Как приручать «чёрных лебедей»

Последние 12 лет я занимался самыми разными бизнес-проектами — продавал телефоны, управлял компьютерным клубом, работал в развлекательном центре, банке, открывал магазины обуви и одежды. Сейчас я продаю рубашки на заказ. Это был различный опыт: и хороший, и плохой. Самый главный вывод, к которому я пришёл, — любой план никогда полностью не сбывается.

С детства нас приучают к тому, что планирование — это основа успеха. Эту мантру не устают повторять родители, учителя, бизнес-тренеры. Первые годы я уделял особое внимание планированию деятельности. Мы утверждали бюджеты (сначала примитивные, а потом уже по полной форме) на год, прикидывали более долгосрочные перспективы. На практике происходило совсем иное. Проекты менялись, закрывались по совершенно разным причинам. Зачастую из-за факторов, которые никак не зависели от меня. Талеб Нассим это явление называет «Чёрный лебедь». Такие «лебеди» прилетают всегда нежданно-негаданно, полностью меняя картину происходящего. Никто не может запланировать или предугадать их пришествие. Можно лишь быть готовым к ним.

Например, несколько лет назад у меня был франчайзинговый бизнес от «Спортмастера» — я развивал магазин «Спортландия». Когда открывал магазин, менеджеры «Спортмастера» мне клятвенно обещали, что я буду в Ижевске один. Город небольшой, и это было принципиальное условие. Уже через пару месяцев оказалось, что подписан договор ещё на один магазин с другими предпринимателями, а ещё в течение года сам «Спортмастер» открыл два крупных магазина в Ижевске. Такой вот франчайзинг по-русски. Тягаться с лидером рынкам было бесполезно, товарные остатки и площади были у них в разы больше. Конечно же, менеджеры свалили вину на головную компанию и никакой компенсации я не получил, а бизнес пришлось распродавать по кусочкам.

Несмотря на миллиардные бюджеты Пентагона, Америка не смогла предотвратить трагедию 11 сентября. Несмотря на прогнозы всех учёных-экономистов мира и выпускников программ MBA, каждый новый финансовый кризис приходит неожиданно и спонтанно, везёт лишь тем, кто случайно угадал дату и время. Вспомним последние скачки на финансовом и нефтяном рынке в России. Никто не ждал таких изменений. Когда рубль упал, все говорили, что он не поднимется, хотя через несколько месяцев произошло обратное. ЦБ несколько раз практически признавал свою несостоятельность, меняя ставку.

Все эти пертурбации сильно повлияли на мой бизнес. Пришлось резко менять поставщика, набирать новых людей, обновлять сайт, пересматривать многие процессы. Рост цен на импортные рубашки вслед за курсом валют благоприятно повлиял на мой бизнес. В 2014 году появился «свет конце тоннеля», клиентов и партнёров стало больше. Но когда продажи начинают неожиданно расти, всегда обнаруживаются новые «узкие места». Все изменения падают на голову как снежный ком, а пытаться их предугадать — полная бессмыслица. Меня всегда смущают молодые — а иногда и не очень — бизнесмены, которые утверждают, что все их планы сбываются и что бы они не задумали, обязательно получится. Это может значить лишь отсутствие опыта.

Сейчас я не строю планы больше чем на три месяца. Мой проект полностью зависит от желания покупателей тратить деньги на хорошие сорочки. Желание это бывает спонтанным. За 6 лет продажи менялись, прыгали, а иногда и почти исчезали. Самые тяжёлые годы были 2011-й и 2012-й, когда компания работала уже без дополнительных вливаний, но и не приносила прибыль. Всё вертелось в районе нуля. Признаюсь, я часто думал про закрытие проекта. Но вспоминал слова Тони Шея из его книги, что Zappos работал в минус четыре года и потратили почти все деньги.

Я каждый день смотрю на текущую выручку и не знаю, сколько заработаю в ближайшем будущем. Меня это совсем не пугает. Такой подход позволяет не терять ощущения реальности и оценивать перспективы очень трезво. Он дисциплинирует — мы не разрешаем себе никаких ненужных трат, только то, что привлекает клиентов, увеличивает продажи и развивает производство. Все новые продукты и инструменты мы делаем и тестируем шаг за шагом, смотря на результат. Мы почти не используем кредиты — если на что-то не хватает денег, значит, мы просто можем без этого обойтись. При этом даже в лучшие периоды у нас есть небольшой запас, чтобы переждать возможный спад.

В моей практике были и положительные «чёрные лебеди». Иногда на никому не нужный проект появлялись покупатели или в несезон приходил крупный корпоративный клиент и спасал наше финансовое положение. Природу их возникновения объяснить сложно, надо всего лишь признать их существование.

Моя любимая цитата, которая сейчас написана на доске в нашем офисе, принадлежит Уинстону Черчиллю: «Успеха добиваются те, кто умеет идти от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Терпение и самоконтроль — вот мантра для предпринимателя, который разочаровался в планировании.

Обсудить ()

Читать по теме

Новости партнеров