$ 64.1568.47$53.94
29 апреля 2015 года в 16:12

Как откровенность в соцсетях влияет на бизнес

50 оттенков венчура

Как откровенность в соцсетях влияет на бизнес

Вчера CEO и партнёр венчурного фонда Life.Sreda Владислав Солодкий заставил о себе говорить весь рунет. Он выложил в сеть историю отношений со своей бывшей женой, с которой они прожили в браке три месяца. Пост изобиловал интимными подробностями и фотографиями. Текст моментально разлетелся по всему фейсбуку: предприниматели, инвесторы и все желающие обсуждали детали личной жизни Солодкого. Меньше чем через сутки пост был удалён, но копия в кэше поисковиков осталась.

«Секрет» расспросил специалистов по пиару и участников рынка, как личные высказывания в соцсетях влияют на бизнес (сам Солодкий от комментариев отказался).

Аюна Анджукаева
Совладелица коммуникационного агентства Social Flow

Во всех нормальных компаниях подобные кейсы предотвращаются специалистами по PR или внутренним коммуникациям. Они объясняют сотрудникам — в первую очередь спикерам и первым лицам, — как следует вести себя в соцсетях. И пост, который мы обсуждаем сейчас, на Западе однозначно бы спровоцировал увольнение сотрудника, а также судебные иски со стороны его бывшей жены. Не так давно в США был осуждён владелец сайта, куда мужчины присылали интимные фотографии бывших девушек и жён со ссылками на их профили в соцсетях. Суд приговорил его к 18 годам заключения.

Удивительна медленная реакция PR-команды «Лайф.Среды» — текст следовало удалить сразу после публикации. Но вряд ли фонд испытает последствия на себе. В России на такие вещи практически никто не обращает внимания: масса людей в стране занимает высокие должности, имея при этом обоснованно плохую репутацию. Профессиональная этика в России находится на нулевом уровне.

Маша Дрокова
Основательница пиар-студии

Слава Солодкий — один из самых ярких и эпатажных инвесторов на небольшой российском венчурном рынке. При всём сочувствии к его разводу, несимметричная пропорция личного и публичного в соцсетях приводит к тому, что потенциальные партнёры не понимают, чем именно занимается этот человек, в какие проекты инвестирует этот фонд и как именно помогает стартапам. Шквал фото из путешествий и обнажённых девушек скорее подаёт сигнал, что со Славой классно поехать на каникулы, но вряд ли делает его желанным партнёром для бизнеса.

Через лайфстайл-коммуникацию можно приобрести популярность и понравиться аудитории, но в технологическом бизнесе всё по-другому. Спекуляция на образе «Тиньков-смузи-стартап» не всегда может быть эффективной. Такая активность главы фонда в какой-то момент может отпугнуть, а не побудить обзавестись таким партнёром.

Кроме того, тональность поста по отношению к женщине неуважительная. Так не говорят о женщинах, которых воспринимают на равных. Здесь бывшая жена скорее любимая игрушка или любимый проект, область применения творческих фантазий Славы, но не как равноправный партнёр. Да, он любит её, как и другие красивые атрибуты его фэнси-лайфстайла, но мужчина, который относится к любимой женщине как к личности, никогда не будет публично рассказывать, как он ей изменял и как он из непросвещённой красавицы делал человека.

На Западе эта история не прошла бы бесследно и нанесла бы большой урон репутации фонда. Сейчас, например, бывшая сотрудница одного из ведущих венчурных фондов в США, Kleiner Perkins Caufield & Byers, Эллен Пао подала на него в суд, обвинив в половой дискриминации, потому что так и не дождалась предложения стать старшим инвестиционным партнёром. На днях фонд официально заявил, что выплатит Эллен миллион долларов только за то, что она прекратит публично высказываться по поводу этого конфликта.

Не исключаю, что такой пост мог бы быть и PR-акцией Славы, он креативный маркетолог. Ну и как минимум он однозначно осознавал, что это вызовет публичную реакцию, и понимал, что пост может повлиять на его бизнес. Но мне сложно представить зрелые стартапы, у которых такая история вызовет не личное сопереживание, а желание работать с ним. «Лайф.Среда» сейчас привлекает деньги во второй фонд, но, будь я инвестором, с опаской бы смотрела на партнёрство с таким непредсказуемым человеком.

Николай Давыдов
Сооснователь фонда Gagarin Capital

Личное не связывается с работой, но излишняя публичность иногда пугает. В Европе это бы означало конец карьеры, у нас — ничего страшного. В Европе, например, женщины — менеджеры институциональных инвесторов обвинили бы компанию в сексизме и смотрели бы странно при попытке поднять у них денег. Ни один пиарщик не может до конца контролировать, что и кто выкладывает в личную соцсеть или блог. Но каждый пиарщик должен проводить работу с сотрудниками на тему того, что они лицо компании.

Лилиана Пертенава
PR-директор Runa Capital

Ещё Пётр I издал указ о том, чтобы чиновники выступали экспромтом, «дабы дурь каждого всем видна была». Сегодня всю дурь можно увидеть в соцсетях. В бизнесе соцсети — благо при правильном обращении. Но иногда из-за своей привычности и доступности они воспринимаются как личное пространство, которым они никогда и ни при каких обстоятельствах не являются. Становятся видны такие стороны личности руководителя, которые раньше можно было увидеть разве что дома на кухне. Может ли это повредить бизнесу? Зависит от бизнеса. Скорее, это вредит самому спикеру, ведь его неосторожные слова навсегда сохраняет кэш, а фотографии сохраняют некоторые пользователи. Бизнесменам при использовании социальных сетей нужно помнить: всё, что вы скажете, может быть использовано против вас. Впрочем, всем остальным тоже полезно помнить о принципе семь раз отмерь, один раз напиши в фейсбуке.

Лада Щербакова
PR-директор Prostor Capital

Любой эксгибиционизм, физический или интеллектуальный, — это выход за пределы нормы и всегда воспринимается как нечто не совсем здоровое, а значит, приятных эмоций у окружающих не вызывает, только нездоровый интерес. Я не верю, что это был какой-то хитроумный ход, связанный со стратегическими планами. Скорее всего, мужику было плохо, он напился вгорькую и сорвался. Если у человека на будущее мозгов и выдержки хватит, чтобы подобное не повторять, — хорошо. А если не хватит, то я бы на месте инвесторов фонда точно не церемонилась. Если человек публичен и его имя плотно связано с брендом компании, позволять себе такие выступления в социальных сетях, мягко говоря, неумно и опасно. Если бренд сильный, он отряхнётся и переживёт (не думаю, что у Life.Sreda будут какие-то весомые последствия), а вот репутация автора может пострадать сильно.

Янис Дзенис
Представитель Aviasales.ru

В практике Aviasales даже самые скандальные посты Калинова (Константин Калинов — основатель сервиса Aviasales) не отражались на бизнесе — наших инвесторов его фейсбук точно не пугал никогда.

Фотография на обложке: Darek Delamnowicz/EPA

Обсудить ()

Читать по теме

Новости партнеров