$ 64.1568.47$53.94
23 апреля 2015 года в 14:47

«Музей советских игровых автоматов»: Как продать ностальгию

Морской бой, ралли и другие хиты приносят миллионы

«Музей советских игровых автоматов»: Как продать ностальгию

Максим Пинигин вместе с двумя партнёрами — Александром Стахановым и Александром Вугманом — открыл три музея в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Все экспонаты в них можно трогать, дёргать за ручки и рычаги, нажимать на кнопки. В студенческие годы Пинигин с друзьями увлёкся сбором и починкой старых советских автоматов. Через несколько лет, когда коллекция выросла до внушительных размеров, они создали «Музей советских игровых автоматов». В 2014 году оборот бизнеса составил около 50 млн рублей. «Секрет» узнал, как друзья зарабатывают на ностальгии.

Поиски автоматов

Максим Пинигин познакомился с будущими партнёрами в летнем студенческом лагере в Алуште в 2001 году, продолжили общаться уже в Москве. «Музей» начался с того, что однажды друзьям захотелось найти икону советских игрушек — автомат «Морской бой», чтобы резаться, как в детстве. Обратились в Таганский парк, оказалось, там без дела стоят несколько сломанных автоматов. «Мы забрали их и отвезли к дедушке в гараж», — вспоминает Стаханов. Стали искать запчасти, а находили всё новые и новые неработающие жестянки. «Ходили по заброшенным пионерским лагерям, разрушенным кинотеатрам в сёлах. В одном из десяти объектов что-то обязательно находили», — рассказывает Пинигин. У каждого заброшенного здания обнаруживался хозяин-сторож, который бесплатно ничего не отдавал: «Даже если у кого-то что-то в гараже 30 лет хранилось или в подвале школы, всё равно не хотели расставаться просто так». Таким методом к сегодняшнему дню предприниматели собрали по всей России и союзным республикам 250 единиц техники — 60 типов игровых автоматов прошлого века. За каждый платили собственникам от 10 000 рублей. Одинаковые машины нужны на случай поломок, ведь срок годности игрушек истёк 20–30 лет назад.

Максим Пинигин Фотография: Антон Беркасов/«Секрет фирмы»

Чинить автоматы оказалось интересно, скоро у приятелей скопился полный гараж, и они решили попытаться заработать на своём увлечении. «Мы нашли бесплатное помещение в общежитии МАМИ — затопленное бомбоубежище», — рассказывает Стаханов, они вместе с Александром Вугманом учились там в аспирантуре и смогли договориться с деканатом. Партнёры скинулись, откачали воду, сделали ремонт, перетащили все автоматы и пару раз в неделю стали открывать комнату для посетителей. Это приносило начинающим бизнесменам по 5 000–6 000 рублей в день. «Всерьёз о бизнесе мы задумались в кризис 2008 года, когда цены на аренду упали», — вспоминает Пинигин. Ремонт в новом помещении на фабрике «Рот Фронт» обошёлся в 1 млн рублей.

Пинигин тогда работал маркетологом в небольшой компании, Вугман — инженером-конструктором, Стаханов преподавал в институте. Все трое бросили работу ради собственного дела. «Музей» был открыт каждый день, публикации в СМИ привлекли посетителей, и партнёры начали нанимать первых сотрудников. Через три года затраты окупились, но музею пришлось искать новое место. «Мы не можем брать помещение в долгосрочную аренду, это слишком дорого для нас, предпочитаем переезжать с места на место», — поясняет Пинигин. Сейчас музей находится рядом с метро «Бауманская», в ремонт этого помещения было вложено 3 млн рублей.

Развитие музея

Расцвет индустрии игровых автоматов в Америке и Европе пришёлся на 50-е годы и только в 70-е докатился до Советского Союза — Министерство культуры СССР устроило выставку иностранных аттракционов в парке имени Горького. СССР выкупил все выставочные образцы, а спустя несколько лет чиновники приняли решение делать собственные аппараты. За производство взялись 22 военных завода, у которых были свободные мощности. Например, Серпуховский радиотехнический завод выпускал радиолокационные системы управления для зенитных ракетных и артиллерийских комплексов и ещё делал игру «Морской бой», которую так полюбили Пинигин и компания. Закат эры автоматов пришёлся на 90-е, когда на смену им пришли компьютерные игры и приставки «Денди».

Александр Стаханов Фотография: Антон Беркасов/«Секрет фирмы»

Всего в СССР было выпущено 90 типов игровых автоматов, из них предприниматели нашли пока только две трети. Посетители музея больше всего любят игры «Морской бой», «Снайпер», «Авторалли-М», «Городки» и «Футбол». Ещё внимание посетителей привлекает советский автомат с газировкой. Чтобы выпить шипучку с сиропом, нужны 3 советские копейки, которые продаются за 50 рублей в кассе музея. Пинигин хвастается: сироп музею по старому рецепту делает Останкинский завод. Ещё один экспонат — старый французский фотоаппарат 70-х годов. За 200 рублей можно получить полоску с четырьмя фотографиями и заодно посмотреть, как робот макает фотобумагу в реагенты. Скоро в экспозиции должны появиться аппараты с квасом. «Нам прислали из Казахстана 7 новеньких, в заводской упаковке, пролежали там с 1991 года», — радуется Пинигин. «Музей» также хранит 1000 мелких советских аппаратов, например старый таксометр и миксер «Воронеж» — он готовит молочные коктейли. Средний возраст посетителей музея, по оценкам его основателей, — 20–25 лет. Более взрослые люди приходят вспомнить молодость и приводят своих детей.

Сейчас у Пинигина с товарищами открыто три музея в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Они зарегистрированы на три разных юрлица: НП «Музей детства» в Москве, ООО «Короли турбаз» в Санкт-Петербурге и ООО «Городок» в Казани — в компании работает 50 человек. Бизнес поделили поровну на троих. Общий оборот трёх предприятий в 2014 году составил около 50 млн рублей, из которых 7% — это продажа сувениров прошедшего времени: флажков, леденцов и других. В Китае по заказу музея производят бейсболки и копии японских и американских роботов, которые были популярны в 60-е. В России печатаются футболки, производятся магниты. Остальная выручка — продажа билетов, вывоз автоматов на корпоративы и проведение мероприятий в здании самого музея. Вход стоит 350–450 рублей в зависимости от города. Вместо билета посетитель получает 15 монет по пятнадцать советских копеек, их можно опускать в автоматы, чтобы поиграть. Советские деньги предприниматели приобретают на интернет-аукционах. «Недавно купили, чтобы не мучиться, сразу 350 кг», — говорит Пинигин. Заплатив за вход, посетители могут использовать и собственные советские деньги.

Затраты на открытие музеев в Москве и Санкт-Петербурге уже окупились, сейчас оба генерируют прибыль — около 20% от выручки. Казанский филиал, открытый весной 2014 года, пока работает в убыток. «Оказалось, что в Казани люди либо сидят дома, либо ходят по торговым центрам», — жалуется Пинигин. Неудача в Казани заставила партнёров скорректировать планы по развитию в России. Хотя филиал не закрывается, и Пинигин говорит, что намерен бороться за город по крайней мере до конца этого лета: «Мне очень нравится Казань, и я вижу, как здесь вокруг нашего музея начинает образовываться то, что называется в Москве креативным кластером».

Александр Вугман Фотография: Антон Беркасов/«Секрет фирмы»

План на будущее

Владимир Дукельский, ведущий научный сотрудник лаборатории музейного проектирования Российского института культорологии, считает, что под вывеской «музей» может быть спрятано много коммерческих проектов. Музей советских игровых автоматов он относит к аттракционам, музей вина — к винному магазину, а, например, коммерчески успешный музей занимательных наук «Экспериментаниум» — считает развлекательно-образовательным центром.

Заместитель гендиректора Политехнического музея Иван Боганцев не верит, что музей — выгодное вложение средств, однако считает, что именно такие частные музеи служат примером для государственных, которые могут построить коммерческие модели для некоторых своих подразделений. «Идеальный музей — это пространство, которое изменяет человека к лучшему, которое заставляет его пережить некий опыт, недоступный ему в обычной жизни», — считает Боганцев.

Друзья из Музея советских игровых автоматов планируют расширяться — ищут два новых помещения в Москве. Пинигин также рассчитывает постепенно увеличить выручку от сувенирной продукции. В европейских музеях это направление приносит 30% — есть к чему стремиться. А Стаханов добавляет: есть план открыть филиал в Берлине через пару лет, там большой спрос на советскую атрибутику.

Фотография на обложке: Антон Беркасов/«Секрет фирмы»

Обсудить ()

Читать по теме

Новости партнеров