secretmag.ru
Опубликовано 20 августа 2019, 23:09

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

И кто зарабатывает на человекоподобных животных

«Рисуя антропоморфных зайчиков, я зарабатываю больше, чем на прошлой работе и, возможно, чем на будущей», — рассказывает иллюстратор под ником Hinar Miler. Он рисует для фурри-сообщества больше десяти лет. Сейчас это основной источник его дохода.

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

Hinar Miler состоит в фурри-сообществе. Это люди, увлекающиеся антропоморфными животными. Ещё их называют фуррями (от англ. furry — «пушистый»).

Почти у каждого участника есть фурсона (антропоморфный/человекоподобный персонаж), которую они воплощают в искусстве: сочиняют истории, создают фурсьюты (костюмы), пишут музыку и рисуют.

Как и сообщество, фурри-рынок обособлен от других сфер творчества. Но это не делает его менее доходным. «Пушистые» художники — одни из самых высокооплачиваемых иллюстраторов (например, Fursona Pins в месяц зарабатывает от $3000 до $12 000). За фурсьютами от голливудских студий выстраивается многолетняя очередь. Ежегодно проводятся аукционы фурри-арта со ставками в тысячи долларов.

«Секрет фирмы» пообщался с фуррями и узнал, как устроена экономика самого пушистого фэндома (субкультурного сообщества) в мире.

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

Я — барс. И точка

Фурри-сообщество появилось в середине 1980-х, во время расцвета массовой фантастики, комиксов и анимационных мультфильмов. В России фэндом сложился немного позже. Одной из предпосылок был выход мультфильма «Король Лев» в 1994 году.

Фурри

  • Образовано: середина 1980-х, США.
  • Численность: до 1 млн человек по данным на конец 2018 года.
  • Основной состав: 80 % мужчины.
  • Главные события сообщества: ФурФест (США), посещаемость 10,989 человек в 2018 году.

Большинство людей либо ничего не знают о фурри, либо имеют негативное отношение к ним. Притом что, по результатам исследований, численность сообщества варьируется от 100 000 до 1 млн человек. Чаще в субкультуру приходят люди, имеющие проблемы с социальным взаимодействием. Опросы Anthropomorphic Research Project показали, что 80% фуррей — это мужчины технической или научной специальности с незаконченным или полным высшим образованием.

Для фуррей их фэндом — это семья. Согласитесь, семья — более замкнутое общество, чем компания друзей или знакомых. По оценкам экспертов, эта замкнутость может объясняться тем, что 61% участников подвергался унижениям в средней школе (сравните с 34% всех людей, над которыми когда-либо издевались).

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

© flickr.com/Julian Hodgson

Фурри чувствуют себя комфортно под маской мягкого животного. Так, почти половина опрошенных не считают себя человеком на 100%. Треть сообщества уверены, что они — «нечеловеческий» вид, запертые в человеческом теле.

Сами участники часто отождествляют себя со своей фурсоной. Они вживаются в образ и используют в быту различные характеристики животного. Например, если говорить о фурсоне дракона, то «огнём опалю» или «крылья пообламываю».

Ещё для фуррей важно иметь изображения своего персонажа. Это сравнимо с фотографией члена семьи или любимого животного. Но также необходимо как для создания фурсьюта, так и для других сюжетных иллюстраций.

«Когда я только влился в фэндом, то начал думать над своей фурсоной. Перебрал очень много вариантов: от рыси до быка. В итоге остановился на барсе. Рандомно выбрал. Потом друзья звали меня Барс, хороший друг называет Барк (Марк + Барс), и это прижилось, — продолжает Hinar Miler. — Некоторые люди просто придумают себе одного или несколько персонажей. Они их не отыгрывают, они просто у них есть. И с ними они рисуют арты, комиксы про их жизнь. Некоторые создают целые вселенные с их персонажами, пишут по ним рассказы, истории и так далее».

Пушистые друзья

Не все участники фэндома умеют хорошо рисовать, сочинять музыку или писать истории. В этом случае они обращаются к тем, кто делает это лучше. Самые популярные платформы для фуррей — это Fur Affinitty, YCH.Commishes, DeviantArt. Ещё иллюстраторов можно поддержать на Patreon. Портфолио художников-фрилансеров можно посмотреть через Twitter и Instagram. В России — чаще всего через «ВКонтакте».

В списке самых высокооплачиваемых художников на Patreon седьмое место занимает фурри-иллюстратор Fursona Pins. Его ежемесячный доход варьируется от $3000 до $12 000. В России среди продавцов и покупателей Patreon не популярен. Кто-то считает, что не сможет рисовать необходимое количество работ в месяц, другие сомневаются в знании английского.

«В месяц я могу заработать от 20 000 до 150 000 рублей. Всё зависит от спроса, — делится одна из художниц. — Один персонаж у меня стоит $140, с проработанным фоном — от $160. За каждый следующий персонаж беру 70%. За крылья / вторую голову / ещё одну пару рук и т. д. доплата от $30».

По её словам, чаще всего люди заказывают своих персонажей и подарки друзьям. Около 60% всех заказов — эротические иллюстрации. В фурри-фэндоме это называется «йифф».

«Эротику оценивают, конечно, повыше, — продолжает она. — Но сейчас набирает обороты clean art — искусство без пошлости (SFW). Был момент, когда русских художников на ФА (Fur Affinitty) очень резко прибавилось. При этом пришли и те, кто раньше говорил что-то из разряда "никогда не буду рисовать фуррей, фу-фу-фу". Некоторые мои знакомые начали паниковать, что из-за конкуренции упадёт спрос на заказы, но лично я этого не почувствовала».

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

Вообще, многие из фуррей стараются разграничивать порнографию и художественную эротику. Внутри сообщества есть движения, полностью отрицающие йифф.

В основном художники рисуют сюжетные иллюстрации. Для того чтобы выполнить такой заказ, нужно иметь референсы (вспомогательные изображения) персонажа. За их исполнение берутся немногие. Hinar Miler рассказывает, что «заказать референс у художника порой стоит очень дорого. У меня цена $250 и выше. Поэтому многие новички, если и хотят себе рефку (референс), ищут малоизвестных художников, чтоб те подешевле им нарисовали. Либо, если у тебя есть деньги, обращаются к более известным и опытным. Либо к друзьям художникам».

Часто фурри-художники выставляют свои работы на интернет-аукционы. Всё происходит так: автор выкладывает набросок и цену его выкупа. Персонажа, сделавшего самую высокую ставку, иллюстратор помещает в этот сюжет. Стоимость работ варьируется от $100 до $10 000. Например, работы одного из российских фурри-художников выкупаются за $5000—8000. Правда, многие берут их в кредит, выплачивая сумму несколько месяцев.

Всё как у людей

Участники фэндома могут продавать работы не только в интернете, но и на фуренциях. Это мероприятия, где фурри общаются, отдыхают и ведут свой бизнес. На сегодня существует более 40 фуренций по всему миру. Самые известные из них — ФурФест, Еврофурренция и Русфурренция.

Первый проходит в США с 2000 года и ежегодно привлекает рекордное число участников (в 2018 году — почти 11 000 человек). Также мероприятие жертвует полученные средства на благотворительность. Всего на ФурФесте собрали $449 000.

Стоимость входного билета на фуренцию начинается от $122 без оплаты проживания и питания. На Русфуренцию можно попасть за 15 000 рублей с проживанием и питанием за три дня.

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

© flickr.com

До США гражданам России не так просто добраться. Поэтому многие из русскоговорящих фуррей летают в Берлин. Здесь проходит Еврофуренция, основанная ещё в 1995 году. По её аналогии организовали и Русфуренцию. Сотни художников, сьютеров и писателей посещают арт-шоу, где продают свои работы.

Одна из художниц рассказала «Секрету фирмы», как всё проходит: «На конвентах зачастую есть "аллея авторов". На Нордике (одно из фурри-мероприятий) я без проблем получила место туда. На "аллее авторов" ты можешь продавать свой стафф в виде наклеек, принтов, футболок, брелоков (очень много вариантов), а также принимать заказы на рисунки. Тебе даётся стол, на котором ты располагаешь всё своё добро. Обычно это происходит в подходящем помещении. На Нордике оно было поменьше, чем сейчас на Еврофурьке (Еврофуренция)».

Обычно каждый участник «аллеи авторов» (Dealers Den) рассказывает о том, как его можно найти, с помощью схемы-иллюстрации: «Расценки, как и на Fur Affinitty, разные, но у меня делали заказы от $25 до $100. Разумеется, за $25 рисовалась голова простым карандашом, а за $60–100 я делала работу в цвете на айпаде. В общей сложности я взяла около 20 заказов, два из которых я забрала домой и один по сей день торчу».

Если говорить об аукционах, то в течение нескольких дней мероприятия участники могут сделать ставку на понравившуюся работу. Для этого у них есть специальные стикеры. Количество ставок заранее ограничено. Например, на Еврофуренции — максимум 12. В последний день проводится аукцион среди тех работ, ставки на которые превысили это число. В том случае, когда ставок меньше, работа уходит человеку, предложившую самую высокую цену.

С рогами будет дороже

Одно из главных отличий фуррей — это их костюмы. Они похожи на ростовые куклы, но стоят в разы дороже.

В России костюм своего персонажа можно заказать за 60 000 рублей. В Европе цены начинаются от $1500. Работа над одним костюмом занимает месяц. Часто очередь в фурсьют-мастерские доходит до двух-трех лет.

Цена костюма, как и стоимость иллюстрации, зависит от материала, дополнительных возможностей (светодиодная подсветка, движение глаз и пр.), крыльев, рогов или лишней пары рук. Также существуют специальные костюмы для йиффа с отверстиями в нужных местах.

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

© Лланова

«У меня пять фурсьютов», — рассказывает Ллановар. Ему 33 года, и он разработчик игр. Его жена занимается созданием фурсьютов.

«Все фурсьюты очень тёплые. По сути, это полноценный меховой комбинезон. Летом некоторые фурри носят партиал. Это отдельно голова, ноги и хвост. Так становится полегче в жару. Для моей жены создание сьютов — это основной заработок. Работая 5/2 по восемь часов в день за три недели можно получить 50 000 рублей».

Персонаж Ллановара — это золотой дракон. Он изображает его везде: на банковской карточке, аватарке, кружке, майках, стикерах и других вещах. За создание иллюстрации к карте он заплатил около 2000 рублей, а набор стикерпаков обошёлся чуть дороже, в 3000–4000.

Любовь и котики. Как устроен рынок пушистых художников

© Ллановар

Из-за высоких цен на фурсьюты некоторые пытаются самостоятельно сшить свой костюм или покупают подержанные. Во втором случае костюмы продаются вместе с правами на персонажа. Да, всё не так просто!

«Пару лет назад случилась странная история, связанная с фурсоной», — рассказывает Hinar Miler. — Друг и его приятель заказали у меня рисунок. Второй парень был новичком фэндома, белой акулой. Я всё нарисовал и выложил на Fur Affinitty. Спустя несколько часов объявляется владелец белой акулы. Он заверяет, что парень украл придуманную им фурсону.

Как оказалось, новичок просто не мог придумать себе персонажа, а друзья показали ему арт белой акулы и предложили стать ей. Парень был не против и взял в фурсону этого персонажа. Однако он понятия не имел, что существуют авторские права в фэндоме. Его начали травить за воровство в Twitter, новичок хотел уже свалить из фэндома, но мой друг смог его успокоить. И мы вместе придумали ему новую фурсону».

Маленький мир

Фурри-фэндом живёт по своим законам. Из-за узкой направленности и сравнительно небольшой аудитории здесь не принято обманывать или недоплачивать. Пару лет назад в творческую нишу хлынул поток иллюстраторов, желающих быстро и легко заработать. Но долго они здесь не продержались. Почему? Чтобы рисовать для фуррей, нужно быть одним из них.

Фурри-сообщество — это небольшой мир. Здесь существуют собственные медиа, разрабатываются игры, создаётся литература и другие виды искусства. На пожертвования фурри-сообщества существует интернет-издание Dogpatch Press, энциклопедия «ВикиФур», компьютерные игры и даже форум рассказов.

Одно из главных правил фурри-фэндома — уважение ко всем его участникам. Это относится и к сфере услуг. Здесь практически не бывает работы за гроши, десятков правок, а заказчики лояльны. Ведь для фуррей их персонаж — это больше, чем просто коммерческий заказ, это их альтер эго.

Вряд ли когда-нибудь увлечение фурри станет повальным. Но участники сообщества уверены, что субкультура вольётся в повседневную жизнь людей. Как это произошло с поклонниками аниме, «Звёздных воин» или вселенной «Марвел».

Фото: furaffinity.net/gallery/hinarmiler, bigstockphoto.com/vostockphoto