Что такое фандрайзинг. Объясняем простыми словами
Фандрайзинг (от англ. fund — «средства» и raising — «сбор») — поиск и привлечение финансирования на социальные и бизнес-проекты. Часто используется в благотворительности и требует от организаторов идеальной репутации.
Привлечение финансирования может происходить на разных условиях: спонсорство, меценатство, грант, инвестирование и т. д. Дать деньги могут частные компании, физические лица, негосударственные фонды, государственные организации.
К фандрайзинговым социальным акциям в том числе относят знаменитый флешмоб Ice Bucket Challenge (когда люди обливались ледяной водой и передавали эстафету другим селебрити), направленный на поддержку благотворительного фонда ALS Association. За несколько дней акция стала мировой, привлекла знаменитостей вроде Билла Гейтса и Бритни Спирс и меньше чем за месяц помогла организаторам собрать $16 миллионов.
Пример употребления на «Секрете»
«Я думаю, что с моими талантами фандрайзинга и с правильными людьми мы можем собрать и 100 млрд рублей в эндаумент».
(Основатель Тинькофф-банка Олег Тиньков — о планах создать фонд для лечения заболеваний крови.)
Ошибки в употреблении
Фандрайзинг по смыслу очень близок с краудфандингом. Однако это не одно и то же: краудфандинг — более узкое понятие: речь идёт только о коллективных инвестициях.
При организации бизнес-проектов у фандрайзинга и краудфандинга есть ряд важных отличий, по версии учёных РЭУ им. Плеханова:
- Сбор средств при краудфандинге идёт быстро (как правило, один-три месяца), а фандрайзеры собирают средства от четырёх месяцев и дольше.
- Краудфандинг требует меньших вложений от каждого участника и менее рискован для предпринимателя, чем фандрайзинг.
- При краудфандинге деньги и ресурсы зачастую возвращать не нужно. А вот фандрайзинг на бизнес-проекты предполагает возврат потраченных средств инвесторам.
Нюансы
Исследователи различают проектный и оперативный бизнес-фандрайзинг. В первом случае деньги идут на реализацию новых проектов, во втором — на покрытие текущих расходов организации.
Важное значение имеет личность фандрайзера (человека, который связывает различные ресурсы между стороной, у которой они есть и которой ресурсы требуются), особенно если ведётся активная работа с крупными компаниями.
Процедура сбора пожертвования в России может быть реализована через СМС, сбор средств через интернет, массовые рассылки, специальные ящики для сбора пожертвований, непосредственные встречи с компаниями-донорами и т. п.