secretmag.ru
Опубликовано 07 апреля 2015, 09:00

Ольга Сбачева. Как мы использовали в бизнесе технологию 3D-игр

Трёхмерные переговоры? Ок

Принято думать, что в тяжёлые времена нужно затянуть ремни, сосредоточиться на том, что приносит деньги, и не отвлекаться на мечты. На самом деле кризис делает многие футуристические и, прямо говоря, прежде бесполезные технологии реальными и востребованными.

Ольга Сбачева. Как мы использовали в бизнесе технологию 3D-игр

Кризис делает многие футуристические и, прямо говоря, прежде бесполезные технологии реальными и востребованными. Предприниматели готовы пересмотреть свои привычки и попробовать что-то новое, чтобы сэкономить. Это прекрасный шанс для инновационных стартапов.

Много лет мы с партнёрами в компании Avrorus занимаемся продажей компьютерного оборудования и софта. Маржинальность этого бизнеса постоянно снижается, перспектив быстрого роста у него нет. Поэтому три года назад мы запустили проект 3D Timvi, который не имел никакого отношения к нашей основной деятельности. Это софт нашей собственной разработки, идея которого появилась на волне успеха знаменитой игры Second Life. 3D Timvi — трёхмерное виртуальное пространство в интернете, где можно проводить встречи, лекции, презентации.

Представьте себе офис, нарисованный в 3D, с коридорами, переговорными, конференц-залами. Внутри —аватары менеджеров, которые в реальности в это время могут сидеть дома в халатах и тапочках, как в фильме «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом. Аватары общаются, обмениваются документами, кто-то из них показывает на интерактивном экране презентацию. В общем, происходит обычная офисная работа, но в необычном формате. Конечно, пообщаться с коллегами можно и по Skype, но трёхмерный мир даёт совершенно другой уровень погружения и вовлечения. Это похоже на компьютерную игру, но только для бизнеса.

3D-пространства — гигантская растущая индустрия. В 2011 году, когда мы заразились этой темой, по данным консалтинговой компании KZero, в виртуальных 3D-пространствах было зарегистрировано 1,4 млрд аккаунтов, а в 2013 году их стало уже 1,9 млрд. Однако 97% аккаунтов в виртуальных мирах принадлежат пользователям до 25 лет, а из них 70% — моложе 15 лет. Для молодых людей 3D-пространства — естественная среда для игр и общения. Однако для бизнеса это не самая привлекательная и платёжеспособная аудитория. Наша стратегия заключается в том, чтобы дождаться, когда дети повзрослеют и будут принимать бизнес-решения. Эта целевая аудитория станет платёжеспособной и по привычке перенесёт часть бизнес-процессов в виртуальный мир. Тогда наш сервис может стать массовым.

Проблема в том, что взрослыми они станут нескоро. Сейчас у сервиса 3D Timvi лишь около 5 000 активных пользователей, большинство из которых скачали бесплатную версию. Мы работаем ради мечты, а это сумасшедшая и дорогая инвестиция. Больше трёх лет уже прошло, и мы отдаем себе отчёт, что впереди нас ждёт ещё как минимум 3–5 лет ожиданий. По прогнозу Gartner, сделанному летом 2014 года, именно столько времени пройдёт, прежде чем технологии 3D будут использоваться в бизнесе массово. Если бы мы развивали этот проект не на собственные средства, а на деньги инвестора, то он давно был бы закрыт.

Ольга Сбачева. Как мы использовали в бизнесе технологию 3D-игр

Однако есть шанс, что ждать придётся не так долго. Кризис, конечно, плохо сказался на нашем основном бизнесе, но по-новому заставил взглянуть на футуристичный проект. Мы всё чаще стали видеть, что 3D Timvi используют не просто как игрушку — некоторые пользователи вдруг стали решать с помощью платформы свои насущные бизнес-проблемы.

Сначала такая ситуация случилась с нами самими. Осенью 2014 года мы нанимали на работу нового программиста, и нам понравился кандидат из Калининграда. Мы провели с ним собеседование в 3D Timvi. Он скачал программу, выбрал для себя аватар, после чего рассказал о себе и показал нам свои прошлые проекты в виртуальном офисе. Мы встречались с ним в интернете, как в реальной жизни, два дня подряд, а на третий день он приехал в Москву — к нам на работу. Мы сэкономили время и деньги.

Другой свежий пример — компания Creative Centre PSYforte, которая около 10 лет привозила в Россию зарубежных психологов для работы с клиентами, и вот в 2015 году им неожиданно отказали в визе, очевидно, по политическим причинам. Чтобы не ударить в грязь лицом, они использовали 3DTimvi — общаться с помощью привычных мессенджеров им не позволял корпоративный стиль, нужна была изюминка.

Похожая история случилось и с одной из веб-студий, которой, как выразился их директор, в 2015 году пришлось снять «офис поскромнее». Для творческого бизнеса переезд оказался проблемой, потому что крупных клиентов на переговоры в дешёвый офис на окраине приглашать было неловко — это удар по имиджу. Тогда директор просто взял и перенёс переговоры в 3D Timvi. Вынужденную меру он преподнёс как модный тренд.

Кризис заставил по-новому смотреть на виртуальный мир и приблизил осуществление нашей мечты. Недавно мы познакомились с предприимчивыми переводчиками-синхронистами. Они рассказали, что ищут софт, чтобы сводить в виртуальном мире закупщиков из России и поставщиков из Китая и помогать им вести переговоры — ведь мало кому хочется без чёткой цели отправляться в дальние командировки. Договорились в интернете, ударили по рукам — и можно лететь.

На одной из выставок мы познакомились с руководителями компании Fibrum, которые продвигают в России шлем виртуальной реальности. Этот шлем тоже результат экономии. В отличие от похожих продуктов других производителей экраном для этого шлема может быть почти любой смартфон, а ноу-хау заключается в линзах и софте. Конечно же, такой продукт дешевле, у него больше шансов стать массовым, и за это его, видимо, выбрали российские дистрибьюторы. Не исключено, что уже в ближайшем будущем, собираясь на переговоры, предприниматели будут не покупать авиабилеты, а надевать такой шлем и отправляться в виртуальный офис.

В России сейчас наступило не лучшее время для дорогих новинок вроде автомобиля Tesla, но для инновационного софта уж точно настали благоприятные времена. Экономия — прекрасный повод рискнуть и попробовать что-то новое. Для нас это новый стимул не сдаваться.