secretmag.ru
Опубликовано 28 октября 2016, 09:11

Ольга Шаронина. Ради мужа я поменяла Петербург на Москву, а работу — на своё дело

История одной семейной компании

Ещё два года назад я жила в Санкт-Петербурге, работала в крупной строительной компании главным технологом, гуляла по Невскому проспекту и наслаждалась белыми ночами. Меня ценили на работе, я собиралась защитить диссертацию и стать ещё более полезным для своей компании специалистом. Но однажды на наш завод приехали финансовые консультанты из Москвы. Я рассказывала гостям о своей работе, но молодой человек, сидевший напротив, казалось, не слушал, а только наблюдал за мной. После он пригласил меня на ужин. Меньше чем через полгода мы поженились, а ещё через год, в июле 2015 года, открыли свой бизнес.

Ольга Шаронина. Ради мужа я поменяла Петербург на Москву, а работу — на своё дело

Ещё два года назад я жила в Санкт-Петербурге, работала в крупной строительной компании главным технологом, гуляла по Невскому проспекту и наслаждалась белыми ночами. Меня ценили на работе, я собиралась защитить диссертацию и стать ещё более полезным для своей компании специалистом. Но однажды на наш завод приехали финансовые консультанты из Москвы. Я рассказывала гостям о своей работе, но молодой человек, сидевший напротив, казалось, не слушал, а только наблюдал за мной. После он пригласил меня на ужин. Меньше чем через полгода мы поженились, а ещё через год, в июле 2015 года, открыли свой бизнес.

Первая попытка

Переехав в столицу, сначала я снова устроилась на работу главным технологом. Зарабатывала 100 000 рублей в месяц, и меня это вполне устраивало. Однако муж всё чаще и чаще поднимал вопрос об организации своего производства. «Ты технолог, тебе будет легко! — говорил он. — Зачем на кого-то работать, если можно вложить знания в собственное дело?» Действительно, я сменила три компании, производящие строительные материалы, и везде было одно и то же. Я разрабатывала новые рецептуры сухих строительных смесей, работодатель сокращал мне сроки и увеличивал количество рецептур, а когда я меняла компанию на более крупную, мои разработки оставались в предыдущей. Но всё равно я долго раздумывала и согласилась уйти с работы только через год.

Что производить? Как продавать? С чего начинать? Первое, что пришло в голову, — купить небольшой смеситель, цемент, песок в мешках, и начать производить топпинги. Это специальные сухие смеси, которые наносятся на уже подзатвердевший уложенный бетон и затем затираются специальными машинами (роторными вертолётами). Так можно увеличить прочность бетона в два-три раза. Рецептуры и технологию я знала. Как продавать, тоже было понятно: у меня остались контакты на строительных рынках и в дилерской сети. Но всё оказалось не так просто.

Созвонившись с бывшими коллегами из нескольких регионов, я поняла, что на рынке появилось огромное количество аналогичных сухих смесей по гораздо более низким ценам. К тому же число компаний, производящих топпинги, заметно возросло: по сути, любая строительная компания в своей линейке имеет подобную позицию. Поэтому через месяц исследований мы отказались от этой идеи. Но не от мыслей о своём производстве.

Случайная идея

На своём первом месте работы я занималась не только топпингами, но и ещё производством цементной плитки для промышленных объектов. Это плитка крупного формата размером 40 на 40 см и толщиной 4 см. Для отделки квартиры или дома такая плитка не подходит. Она предназначена для укладки в складских комплексах, промышленных зонах и областях с повышенной проходимостью людей и техники. После укладки она требует полировки поверхности специальными промышленными машинами.

В производстве такая плитка проста: необходим смеситель и пресс, процесс полностью механизирован и не требует больших мощностей, а стоимость оборудования — около 1 млн рублей. Когда мы прорабатывали эту идею, я решила показать ролик своей первой компании мужу на YouTube и мы случайно наткнулись на видео испанской фирмы Mosaic del Sur — оно показывало производство удивительно красивой цементной плитки ручной работы.

Внешне такая плитка сильно отличается от традиционной керамической, которую мы привыкли видеть на кухне и в ванной. Она не требует обжига, а нанести на неё можно любой рисунок: просто положить красивый трафарет, в него залить окрашенный цемент, засыпать оставшийся узор песко-цементной смесью и поместить под пресс. Нас поразило то, что каждая плиточка делается вручную, а узоры затем складываются в чарующие ковры. Мы решили, что именно такой продукт и нужно производить: это необычное и индивидуальное дизайнерское решение для отделки квартиры или дома.

Когда мы стали изучать российский рынок, то нашли несколько компаний, которые продают импортную цементную плитку в нашей стране, и всего одного производителя. Но плитка этой компании очень отличалась по внешнему виду от европейской или марокканской плитки, которую предлагают импортёры. На ней было много пятен, цвета были блёклыми, а поверхность пористой. Так что мы не испугались конкуренции и принялись за организацию производства.

Старт

Мы нашли помещение в городе Раменское, закупили оборудование, нашли узорные матрицы для плитки в Испании и начали пробовать производить цементную плитку ручной работы.

Почему пробовать? Потому что состав смеси нам был неизвестен и приходилось разрабатывать всё с нуля. Первый месяц мы с мужем делали плитку вдвоём, иногда даже по ночам. Была масса проблем: плитка не отлипала от платформы пресса, ломалась, крошилась, поверхность не прокрашивалась полностью... Когда плитка стала наконец получаться, пришлось работать над качеством рисунка — первое время линии узоров получались неровными. Через несколько месяцев у нас наконец появилась первая качественная плитка, на создание которой было потрачено около полумиллиона рублей.

Ещё 400 000 рублей мы вложили в регистрацию компании, создание сайта и приложения. Последнее оказалось особенно затратным: оно позволяет выбрать узор плитки и раскрасить его в любые цвета.

Ноль продаж

«Ты будешь отвечать за производство, я буду вести экономический учёт, а продавать продукт будут салоны плитки», — сказал мне муж. Я обрадовалась, что всё так легко: плиточка уже готова, я на производстве, муж отвечает за экономику, а продают менеджеры в салонах. Не тут-то было!

Стоимость импортной плитки составляла на тот момент около 10 000 рублей за 1 кв. м, и мы сделали цену чуть ниже — 9888 рублей. Первым нашим дилером стал один из продавцов плитки в московском центре «Экспострой». Он посоветовал нам привезти к нему побольше образцов, и заверил, что продажи будут буквально через месяц. Оборот в 300 000 рублей в месяц нам тогда казался вполне реальным. Мы начали ждать…

Ожидание затянулось. Компанию мы организовали в июне, а первые продажи получили лишь в декабре. Это был заказ на 24 плитки очень простого рисунка — белый ромб на синем фоне — но какое это было счастье! Правда, после первого заказа ничего не изменилось. Мы продолжали возить образцы дилеру и вкладывать в бизнес около 100 000 рублей в месяц — на аренду и зарплату сотрудникам, которых мы наняли спустя месяц после организации производства. Благо мы не платили дилеру, так как договорились с ним о проценте с продаж. «Если так будет продолжаться, пойду снова работать главным технологом», — думала я. Ведь с момента запуска уже прошло более полугода.

Образовательный процесс

Мы очень долго искали новых надёжных партнёров, но никто из салонов, продающих цементную плитку, не соглашался на встречу с нами. К тому же их было очень мало — в Москве всего четыре. Однажды нам всё-таки удалось привести образцы в столичный элитный салон. Его менеджеры в пух и прах раскритиковали наш продукт.

Тогда с наших глаз спустилась пелена: несмотря на то что цементная плитка европейских производителей уже существовала, не каждый менеджер был способен продать индивидуальный продукт и объяснить его особенности. Я поняла, что нам надо самим создавать культуру: встречаться с дизайнерами интерьеров, приглашать их в салоны и наглядно рассказывать о цементной плитке. Ну и одновременно обучать салонных менеджеров.

Я начала писать статьи, делать презентации, расписывать особенности цементной плитки в соцсетях, общаться с дизайнерами. Благодаря этому в марте мы всё-таки начали продажи в Москве и к нам даже стали обращаться из других регионов.

Прошло полгода. Сейчас наша плитка представлена в 18 городах, а ежемесячный оборот компании составляет 500 000 — 700 000 рублей. Пока это очень маленькие объёмы, плитки хватит всего на пять-семь санузлов или коридорных зон. Но постепенно узнаваемость цементной плитки ручного производства повышается, а кто-то даже пытается запустить аналогичные производства. Сейчас в этом сегменте очень низкая конкуренция, в отличие от ниши производителей стандартной керамической плитки — их в России несколько десятков. Мы надеемся выйти в лидеры.