secretmag.ru
Опубликовано 24 августа 2016, 06:14

Евгения Дворская. Как правильно отказывать неподошедшим кандидатам

И почему решение нужно объяснять

Для претендента на вакансию нет ничего более неприятного, чем не получить вообще никакого ответа. Кто-то ленится, у кого-то нет времени, кто-то боится обидеть. Резоны понятны, но делать так нельзя. Никто не знает, что будет дальше — вдруг вы в какой-то момент поменяетесь местами с кандидатом (да-да, это возможно) или кандидат станет вашим контрагентом? Профессиональные рекрутеры следуют неписаному принципу: каждый кандидат может стать клиентом. И, как показывает мой опыт, это действительно так.

Евгения Дворская. Как правильно отказывать неподошедшим кандидатам

Для претендента на вакансию нет ничего более неприятного, чем не получить вообще никакого ответа. Кто-то ленится, у кого-то нет времени, кто-то боится обидеть. Резоны понятны, но делать так нельзя. Никто не знает, что будет дальше — вдруг вы в какой-то момент поменяетесь местами с кандидатом (да-да, это возможно) или кандидат станет вашим контрагентом? Профессиональные рекрутеры следуют неписаному принципу: каждый кандидат может стать клиентом. И, как показывает мой опыт, это действительно так.

Ситуация, хорошо знакомая каждому менеджеру: кандидат на должность вроде бы всем хорош, и вроде бы причин отказывать ему в приёме на работу нет. Но чутьё подсказывает, что брать именно этого человека не следует. Для опытного менеджера выбор сотрудника сродни выбору партнёра: отторжение может вызвать одно случайно брошенное слово или неприятная интонация. Даже самый успешный кандидат может не понравиться просто физиогномически — по разговору может стать понятно, что соискатель, несмотря на все свои дипломы, сертификаты и впечатляющий опыт, неспособен будет, например, разрешать конфликтные ситуации.

Кроме того, иногда критически важно соответствие именно субъективным критериям. Хотя об этом, как правило, умалчивается: никто не скажет девушке, что её не берут в секретари из-за того, что она не соответствует представлениям руководителя о женской красоте. При этом, когда работодатель не стесняется в выражениях о том, кого ищет на самом деле, это неизбежно вызывает скандал.

Недавно глава крупного кадрового агентства нарвалась на резкую критику, выложив в фейсбуке объявление о поиске «премиальной девушки» со «славянской улыбкой» и даже без намёка на «независимость» и «гордость». Среди комментаторов были те, кто похвалил автора вакансии за то, что она назвала конкретные и понятные критерии, и те, кто посетовал на своё несоответствие им. Но большинство всё-таки восприняло публикацию резко негативно, признав вакансию оскорбительной и нарушающей трудовое законодательство. И это правда нарушение: с 2013 года действуют поправки в закон о занятости населения, по которым работодатели не могут подбирать работников по возрасту, полу, национальности, вероисповеданию и месту жительства, не говоря уж о «типе улыбки».

С июля прошлого года Трудовой кодекс требует объяснить отказ в письменном виде в течение недели. Но лучше поговорить. Особенно не стоит молчать, если претендент приходил на собеседование: он потратил на вас своё время, поэтому отсутствие реакции воспримет особенно болезненно. Если вы точно понимаете, что кандидат не подходит, правильнее не ждать, пока найдётся подходящий, а сказать ему об этом сразу — например, в конце собеседования или телефонного разговора, — чтобы он продолжал искать работу. Тем более, кандидаты, как правило, сами чувствуют, если интервью прошло не слишком удачно. Лучшее, что можно сделать в таком случае, — это быть искренним.

Если не отвечать вовсе, многие затаят обиду, некоторые захотят отомстить. Например, рассказав всем, какой вы ужасный работодатель. В социальных сетях есть обширные чёрные списки таких компаний, а специальная группа в Facebook заполнена возмущёнными описаниями неудачных попыток устроиться на работу и некорректного поведения HR-менеджеров. Бывает, кандидаты чувствуют себя настолько оскорблёнными, что потом, когда сами вырастают до уровня потенциальных партнёров, отказываются иметь какие-либо дела с компанией, по-тихому отшившей их в прошлом. Наконец, нужно помнить, что отвергнутый кандидат может вырасти, получить опыт, новое образование и через какое-то время стать идеальным претендентом на вакантную должность. Главное, чтобы вы не оказались в его личном чёрном списке.

Обратная связь должна быть максимально конструктивной и персонализированной. Можно, конечно, ответить шаблонно — популярный HR-сервис Workable, например, предлагает присылать не прошедшим отбор кандидатам такое письмо (возможно, оно даже слишком деликатное): «Спасибо, что нашли время, чтобы встретиться с нами. Нам было интересно узнать больше о ваших навыках и достижениях. К сожалению, наша команда не выбрала вашу кандидатуру для дальнейшего рассмотрения. Я хотел(а) бы отметить, что конкуренция за рабочие места в [название компании] всегда сильна — нам часто приходится делать трудный выбор между многими кандидатами высокого класса. Теперь, когда мы узнали о вас больше, мы сохраним ваше резюме на случай появления других вакансий, которые больше соответствуют вашему профилю. Буду рад(а) ответить на ваши вопросы».

Ни в коем случае нельзя сравнивать того, чья кандидатура уже отклонена, с найденным на эту должность сотрудником — такое может обидеть любого. Не подходит и стандартная абстрактная фраза о том, что «мы нашли более подходящего кандидата». Если всё же делать упор на то, что кандидат не подошёл, потому что что-то не так именно с ним, нужно быть очень конкретным. Проще всего выбрать одну из стандартных отговорок и облечь её в обтекаемую форму: «У вас отличный опыт и, в принципе, вы могли бы быть успешны на этой должности, но, к сожалению, именно на этом проекте для клиента принципиально важен свободный английский», «Мы долго думали, у нас было несколько кандидатов и разные мнения, но в итоге мы выбрали того, у кого больше всех опыта именно на этом направлении, на данном этапе это для нас самое важное». Это объективные причины, которые не должны вызвать вопросов и претензий.

Лично я предпочитаю говорить правду — так, чтобы не задеть неподходящего кандидата, но в то же время дать ему понять, почему он не подходит и в каком направлении ему стоит развиваться, чтобы в следующий раз у него получилось. У меня есть знакомые, тёплые отношения с которыми не пошатнулись из-за моего отказа. Более того — они благодарны за то, что я вовремя направила их карьеру в нужное русло. Это было, когда я работала в агентстве и мне приходилось сначала долго мотивировать и поддерживать кандидата во время всего конкурса (иногда это занимало месяцы), а потом нужно было отказать так, чтобы не осталось негатива ко мне или к клиенту. Как правило, говорила честно, но очень аккуратно — мол, иногда решает «химия», и руководитель очень высоко оценил ваши профессиональные и личные качества, просто сделал выбор в пользу другого кандидата. А потом тратила пару минут, чтобы обсудить, как ещё может развиваться кандидат, учитывая его индивидуальные качества, на что обратить внимание в следующий раз, какие компетенции развивать.

Фотография на обложке: Edwards Images / Getty Images