secretmag.ru
Опубликовано 17 июня 2021, 18:48
3 мин.

Китай заподозрил службу такси DiDi в нарушениях. Выход на биржу под угрозой

Государственное управление по регулированию рынка (SAMR) Китая начало расследование против компании Didi Chuxing, которая владеет крупнейшим в стране агрегатором такси DiDi. Сервис заподозрили в антимонопольных нарушениях — попытке нечестным способом вытеснить с рынка более мелких игроков. Ранее DiDi запланировала выйти на биржу в США. Однако расследование антимонопольщиков ставит под угрозу первичное размещение акций (IPO). Ранее то же самое произошло с Ant Group миллиардера Джека Ма.

Китай заподозрил службу такси DiDi в нарушениях. Выход на биржу под угрозой

По сведениям Reuters, китайский регулятор хочет выяснить, «использовала ли DiDi какие-либо методы конкуренции, с помощью которых она несправедливо вытесняла с рынка более мелких конкурентов». Кроме того, SAMR проверит, насколько прозрачен механизм ценообразования у сервиса.

«Мы не комментируем необоснованные предположения из неназванных источников», — заявили в DiDi в ответ на просьбу журналистов отреагировать на расследование.

Ранее с претензиями антимонопольщиков столкнулся ряд других крупных китайских компаний, включая Alibaba и Tencent, напомнил Reuters. В частности, под пристальное внимание регуляторов попала компания Ant Group (входит в группу Alibaba Джека Ма). От неё потребовали «вернуться к корням» и сосредоточиться на обработке платежей вместо навязывания конкуренции банкам в сфере потребительского кредитования. В итоге Ant Group была вынуждена выполнить требования и провести реструктуризацию бизнеса.

После претензий властей Ant также пришлось остановить IPO в Шанхае, которое могло бы стать крупнейшим за всю мировую историю и достичь $34,4 млрд.

Теперь же под угрозой срыва оказался выход на биржу DiDi. Изначально потенциальной площадкой для IPO Bloomberg называл (https://secretmag.ru/news/konkurent-yandeks-taksi-iz-kitaya-reshil-poskoree-vyiti-na-ipo-ego-ocenka-mozhet-prevysit-usd62-mlrd.htm) Гонконгскую биржу, соответствующую заявку DiDi подала ещё в 2020 году. Но потом в компании решили, что размещение именно в Гонконге заставит обратить на себя пристальное внимание китайских регулирующих органов. В частности, власти могли придраться к тому, что DiDi использует нелицензированный транспорт, а водители трудятся неполный рабочий день.

В итоге сервис такси подал заявку на первичное размещение акций в Нью-Йорке. Предполагается, что компания выйдет на биржу NASDAQ или NYSE в июле. По оценке Reuters, DiDi может привлечь до $10 млрд — тогда это станет крупнейшим IPO китайской компании в США после выхода на биржу ретейлера Alibaba, который привлёк $25 млрд в 2014 году. Сама DiDi заявляла о планах привлечь $100 млн и получить оценку в $70–100 млрд.

DiDi в Китае и России

DiDi — одна из крупнейших китайских технологических платформ, её основал бывший сотрудник Alibaba Group Ченг Вей в 2012 году. Сервисом пользуются уже 550 млн человек. Кроме такси, компания также оказывает услуги по прокату велосипедов, доставке еды и логистике.

В России китайский агрегатор такси запустился в конце августа 2020 года. Накануне операционный директор DiDi Russia Даниил Петин рассказал, что до конца 2021-го сервис появится ещё в 100 российских городах.

В самом Китае DiDi уже «расправилась» с компанией Uber, которая вполне успешно там развивалась и даже смогла занять треть рынка к 2015 году. Успехи калифорнийского стартапа заставили объединиться крупнейших местных игроков и развернуть против него ценовую войну. В итоге в июле 2016-го китайский филиал Uber прекратил существование. DiDi купила бизнес конкурента, исходя из оценки в $7 млрд.

Фото: кадр из видео / YouTube-канал DiDi Australia & New Zealand

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке.