15 марта 2017 года в 19:34

На витрине муляж: Как японцы создали рынок искусственной еды на $150 млн

Салат — не то, чем кажется

На витрине муляж: Как японцы создали рынок искусственной еды на $150 млн

80% заведений в Японии используют муляжи настоящих блюд для оформления витрин, чтобы подогревать аппетит прохожих. Пластиковая еда — индустрия с оборотом в $150 млн, об этом в своей книге «Cravat-a-licious: Избранные работы ресторанного критика» пишет журналист Мэтт Престон. Искусственные суши и лапшу продают в виде сувениров, выставляют в музеях и устраивают мастер-классы по их приготовлению. Один пластиковый ролл может стоить в десять раз дороже, чем настоящий. «Секрет» разобрался, как появился рынок пластиковой еды, почему он популярен в Японии и кто зарабатывает на муляжах.

Кто делает пластиковую еду

В Японии около полусотни производителей пластиковых блюд, заметные игроки — Fake Food Japan, Maiduru, Noppindom и Fake Food Hatanaka. Лидер рынка — Iwasaki Be-I, она существует с 1932 года. В 2016 году её доля рынка составляла 70% по данным Japan Times. Основатель этой компании Такизо Ивасаки первым построил большой бизнес на искусственной еде. Первые муляжи Ивасаки создавал из воска: однажды он сделал омлет, который жена приняла за настоящий и чуть не съела. «На Западе людям приходится изучать меню и узнавать подробности у официантов, а японцы благодаря нам могут увидеть все блюда до того, как окажутся внутри заведения», — говорит представитель Iwasaki Be-I Юта Курокава. Сейчас муляжи еды делают из пластика или винила.

На производстве Iwasaki Be-I всё устроено как на кухне обычного ресторана: пока один повар кладёт на хлеб листья салата, ломтики ветчины и сыра, его сосед вытаскивает железную тарелку с ростбифом из печи, а подмастерья режут огурцы и накладывают мороженое в вафельные стаканчики. Правда, в отличие от настоящей еды, эта ничем не пахнет. Хотя некоторые производители наделяют муляжи характерными для блюда запахами. Например, в пластиковый соус карри добавляют настоящие специи.

Как появился рынок

Первая реплика суши была сделана в 1917 году изготовителем анатомических моделей из воска Содзиро Нишио из Киото. Он делал для врачей образцы для исследования патологий, например кожных заболеваний, и получил заказ на производство восковых блюд от знакомого владельца ресторана. Империя Ивасаки тоже начиналась с анатомических муляжей, её основатель вдохновился восковыми репликами частей тела из аптек.

Невозможно с точностью сказать, когда в Японию пришла эта мода — Курокава предполагает, что это случилось в начале эпохи Сёва, в 1920-е годы, когда в меню ресторанов по всей стране стали появляться западные блюда. Никто не знал, из чего они состоят, сколько весят, с чем их сочетать и как вообще всё это выглядит. Есть и ещё одна теория: журналист Ясунобу Носа в своей книге «Японцы едят глазами» выдвинул версию об особенности японской культуры — сначала «пробовать» продукт визуально и только потом есть.

Как делают искусственные блюда и продукты

Чтобы сделать муляж, нужно взять настоящий продукт, например кусок бифштекса, и окунуть его в силикон для создания пустой формочки. Потом в формочку наливают жидкий пластик и ждут, пока он затвердеет. Заключительный этап — расписывание предмета. «Окраска — самый важный шаг, — утверждает директор по производству Iwasaki Be-I Йоити Симидзу. — Финальный штрих, который часто используют для приукрашивания товаров, — глазурирование».

Производители пытаются в деталях повторить каждое блюдо. Обычно пластиковые лапша и рис массово производятся на заводах, а более сложные элементы тщательно обрабатываются вручную. «Внешний вид даже такого простого блюда, как чаша рамен, отличается в разных магазинах, — объясняет Курокава. — Каждый раз мы запрашиваем у клиентов их продукты, поэтому каждая пластиковая копия уникальна». В некоторых случаях отдельно производятся даже зёрна риса. Мастер компании Maizuru Sample Goods Этсуи Исозаки рассказывал: цвета и детали должны проработаны так, чтобы посетитель ресторана понимал, холодным должно быть блюдо или горячим. Например, ломтики обжаренной в масле капусты не изготавливают из монолитного куска пластика. Каждый ломтик делают отдельно и придают ему индивидуальную форму и размер.

Сложнее всего делать сырую еду. Воссоздать приготовленное на гриле филе рыбы или сашими можно за несколько часов, а свежую рыбу придётся делать от десяти дней до двух недель. Иногда ненастоящие продукты питания проходят те же этапы обработки, что и реальные. Реплика хрустящего внешнего слоя креветки в темпуре, например, создаётся с использованием масла, а муляж лапши для национального блюда соба делают, смешивая особый порошок с водой, а затем прогоняя полученную массу через машинку для резки лапши.

Сколько стоит пластиковая лапша

Из-за ручного труда пластиковая еда стоит довольно дорого — муляж целого блюда может обойтись в $300, то есть примерно в десять раз дороже своих съедобных аналогов.

Кусок пластикового помидора на сайте FakeFoodJapan стоит $11,34, банан — $13,95, чашка зелёного чая — $36. Чтобы заполнить витрину целиком, хозяин магазина тратит приличные суммы. Поэтому искусственные блюда можно брать в аренду. Например, набор гамбургеров обойдётся всего в $5 в месяц.

Муляжи продают как сувениры. Их можно встретить рядом с кварталом Асакуса в Токио, на ресторанной улице Каппабаши. Много таких семплов продаётся в онлайн-магазинах типа AliExpress. Из них делают брелоки для ключей, флешки, магниты, чехлы для смартфонов. Из индустрии сделали сферу развлечений — некоторые турагентства и художники предлагают гостям Японии мастер-классы по созданию муляжей. За несколько часов преподаватель объясняет, как готовить пластиковое блюдо, даёт все необходимые материалы, и с урока человек уходит с репликой любимой японской еды. В зависимости от сложности блюда цена на такие мастер-классы колеблется от $15 до $80.

Фотография на обложке: Pierre Aden / EyeEm / Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров