01 февраля 2017 года в 18:50

Кремниевая саванна: Какие стартапы Африки получают самые щедрые инвестиции

E-commerce, финтех, альтернативная энергетика и другие горячие темы

Кремниевая саванна: Какие стартапы Африки получают самые щедрые инвестиции

«Будущее будет твориться в Африке», — пообещал Марк Цукерберг во время прошлогоднего внезапного визита в Нигерию и Кению. Местная стартап-сцена, конечно, далека от того, чтобы оправдать этот щедрый аванс в обозримом будущем, но уже сегодня она способна рождать яркие компании.

В 2016 году инвестиции на общую сумму $129 млн подняли 146 африканских стартапов. $46,8 млн привлекли компании из ЮАР, $46,5 млн — из Нигерии, $10,5 млн — из Кении. В 2015 году денег было больше, сделок — меньше. В следующем году оба показателя должны вырасти — Северная Африка уже почти оправилась от последствий «арабской весны».

Самые перспективные направления — электронная торговля, солнечная энергетика и финтех. Среди инвесторов много иностранцев. Африканские проекты находят деньги даже у того же Марка Цукерберга, а также основателей Google и Microsoft. Правда, в их случае речь, как правило, идёт лишь о грантах.

«Секрет» рассказывает о шести африканских технологических стартапах, которые в последние годы привлекли самые большие инвестиции.

Jumia, Нигерия — $537 млн

© Joe Penney / Reuters

Нигерийскую Jumia называют «африканским Amazon», хотя более точным было бы сравнение с Alibaba. Пять лет назад эта компания начинала с торговли одеждой и электроникой, а сейчас это десяток электронных площадок, где можно не только купить что угодно (от продуктов питания до автомобилей и недвижимости), но также забронировать номер в отеле или найти работу.

Jumia ведёт бизнес в 23 странах, которые производят 90% ВВП континента. В 2016 году в компании было более 3000 служащих, а всего она сотрудничает с 500 000 продавцами и обслуживает 3 млн клиентов.

За три раунда в Jumia вложились не только африканские, но и международные инвесторы. В марте прошлого года она получила $326 млн от пула инвесторов, в который вошли Goldman Sachs и Rocket Internet (увеличил долю в компании), и стала первым африканским единорогом.

Takealot, ЮАР — $100 млн

© Ulet Ifansasti / Getty Images

Южноафриканская Takealot — ещё один африканский гигант рынка электронной торговли. Компания была основана в 2011 году. В 2012-м, чтобы вырасти в маркетплейс континентального масштаба, она купила службу доставки Mr Delivery. А два года назад привлекла $100 млн от американского фонда Tiger Global, который принимал участие в запуске проекта.

В России Tiger Global обжёгся на инвестициях в Wikimart, с Takealot в ЮАР у него тоже может не получиться. Компания обещала стать лидером национального рынка и после этого выйти за пределы страны. В 2015 году Takealot поглотила другую крупную площадку, Kalahari, в расчёте на удвоение своей клиентской базы, но добиться этого ей в итоге не удалось. Сейчас даже на внутреннем рынке Takealot теснят более энергичные конкуренты.

Konga, Нигерия— $78,5 млн

© Joe Penney / Reuters

Последний представитель e-commerce в этом списке, нигерийская Konga, тоже мечтает быть «локомотивом торговли в Африке». В принципе, нет ничего удивительного, что именно эта сфера — самая горячая на континенте. Согласно прогнозу McKinsey, даже в 2025 году доля электронной коммерции не превысит и 10% всего африканского ритейла.

В 2012 году Konga начинала с торговли товарами для детей, косметикой и гигиеническими средствами, но с тех пор расширила ассортимент и превратилась в один из двух крупнейших маркетплейсов Нигерии (наряду с Jumia). Первые инвестиции в размере $10 млн Konga получила в начале 2013 года от AB Kinnevik из Швеции и Naspers из ЮАР.

Противостояние Konga и Jumia — богатая тема для местных медиа. Компании переманивают друг у друга клиентов и копируют удачные решения. Как и Jumia, Konga не намерена ограничиваться работой на национальном рынке. Чтобы хоть немного помешать ей в этом, Jumia зарегистрировала на себя адрес конкурента в разных доменах.

Off Grid Electric, Танзания — $58 млн

© Off Grid Electric

Более 600 млн человек в Африке живут без электроэнергии. Впрочем, и счастливые обладатели недвижимости, подключённой к сетям, всё равно нередко сидят без света — перебои являются нормой и люди привыкли пользоваться керосиновыми лампами или — в лучшем случае — шумными бензиновыми и дизельными генераторами.

Стартап Off Grid Electric из Танзании устанавливает на крышах домов дешёвые солнечные батареи для производства энергии в сельских районах Африки. И компания просит за них всего $6 (в комплект входят счётчик, светодиодные лампы, радио и зарядное устройство для телефона). Плюс те же $6 нужно платить ежемесячно за обслуживание. К концу 2017 года компания планирует осветить миллион домов в Восточной Африке.

С 2012 года Off Grid Electric привлекла более $58 млн от международных инвесторов, среди которых Solar City, DBL Partners, Vulcan Capital, а также USAID — Агентство США по международному развитию.

M-Kopa, Нигерия — $41,45 млн

© M-Kopa

«Вы должны прочувствовать боль своих потребителей и предложить им принципиально новые решения их проблем», — описывает поиск бизнес-идеи Джесси Мур, исполнительный директор и соучредитель кенийского стартапа M-Kopa, который за шесть лет работы привлёк более $41 млн инвестиций. Крупнейшие инвесторы — LGT Venture Philanthropy и Generation Investment Management.

Как и Off Grid Electric, компания Мура и его партнёра Ника Хьюза зарабатывает на том, что помогает домохозяйствам, которые не подключены к электричеству. Мощности солнечных батарей, которые продаёт M-Kopa, хватает на две лампочки, радио, подзарядку фонарика и телефона (всё, кроме последнего, поставляется в комплекте с батареей). Пользователь платит около 3500 кенийских шиллингов (около $34) сразу, потом — 50 шиллингов (около 45 центов) в сутки. Батареями M-Kopa пользуются более 300 000 домов и предприятий в Кении, Уганде и Танзании. К концу 2017 года Джесси Мур рассчитывает выйти на 1 млн клиентов.

Andela, Нигерия — $41 млн

© Andela

Стартап, среди инвесторов которого — фонд Марка Цукерберга, был запущен в 2014 году в нигерийском Лагосе. Andela ищет по всей Африке талантливых кодеров, развивает их навыки и помогает найти удалённую работу в Microsoft, IBM и других крупнейших IT-компаниях. Студенты за обучение не платят (наоборот, каждому положена стипендия) — Andela берёт деньги с работодателей. Конкурс выше, чем в Гарварде, — из 40 000 полученных заявок всего 0,7% были одобрены.

В 2015 году стартап получил $10 млн от Spark Capital, инвестора Twitter и Oculus VR. В прошлом году $24 млн дали Chan Zuckerberg Initiaive и GV (прежнее название — Google Ventures).

Фотография на обложке: Off Grid Electric

Обсудить ()
Новости партнеров