16 декабря 2016 года в 15:00

Super Mario не побежит: Сможет ли Nintendo вернуться в большую игру

Жизнь японской корпорации после Pokémon Go

Super Mario не побежит: Сможет ли Nintendo вернуться в большую игру

15 декабря Nintendo представила первую в своей истории игру для смартфонов Super Mario Run — и её акции сразу подешевели на 5,6%, или $2 млрд. Приложение для iOS стало самым скачиваемым в 68 странах, но большинство пользователей отказывается платить $9,99 за доступ к полной версии.

В начале июля, когда была представлена Pokémon Go (в этом проекте Nintendo была лишь издателем — игру разработала Niantic Labs), всё было иначе. Уже в первый день Pokémon Go скачали 6 млн человек (это притом, что она была доступна в ограниченном числе стран), за неделю — 15 млн. Игра начала приносить создателям $1,6 млн каждый день, и всего за семь биржевых сессий капитализация Nintendo увеличилась почти в два раза — до $42 млрд. Это больше, чем, например, у Sony.

Выручка Nintendo сокращается уже почти десять лет, неожиданный успех Pokémon Go помог ей поправить дела, но будущее компании зависит от её собственных продуктов. «Секрет» рассказывает, чего Nintendo от них ждёт.

Pokémon Go

Pokémon Go — официально самый быстрый успех в истории App Store. По оценке SurveyMonkey, всего через неделю после презентации игры её суточная аудитория была больше 21 млн человек. Предыдущему рекордсмену, Candy Crush Saga от King Digital, на пике удавалось собирать 20 млн активных пользователей в день.

Когда хайп вокруг Pokémon Go достиг предельных значений, основатель компании Box Аарон Леви так охарактеризовал мобильную стратегию Nintendo в своём твиттере: «2008 год — что такое iPhone? 2010 год — что такое Android? 2012 год — ну нет. 2014 год — ну всё ещё нет. 2016 год — изменим принципы, по которым живёт общество».

К концу лета выручка от Pokémon Go превысила $250 млн (основной доход приносят встроенные покупки), но популярность игры пошла на спад. В конце августа у Pokémon Go было только 30 млн активных пользователей в неделю. В сравнении с другими популярными играми этот хит удерживал аудиторию хуже всех.

К сентябрю акции компании подешевели примерно на 50%, но в этот момент Nintendo анонсировала Super Mario Run, пообещала выпустить другие игры для iOS, а потом и для Android, а также начала делиться подробностями о другом важном продукте — своей новой игровой видеоприставке Switch, продажи которой стартуют в марте.

Super Mario Run

Стоило Nintendo анонсировать дату выхода Super Mario Run (это произошло во время презентации iPhone 7), как её акции подорожали на 2,8%. Когда позднее глава Nintendo of America Реджи Фис-Эме рассказал о готовящемся проекте в эфире The Tonight Show Джимми Фэллона на канале NBC, акции выросли в цене на 3,7%. Для игрового мира этот релиз — эпохальное событие. Компания, любимая публикой в первую очередь за аркады, которые так и просятся на экран смартфона, принципиально не осваивала этот рынок, полагая, что игры для смартфонов разорят её основной бизнес — консоли.

В разработке новой игры участвовал создатель персонажа Марио и один из ключевых сотрудников Nintendo Сигэру Миямото. Вчера в интервью Wired, посвящённом выходу Super Mario Run, он рассказал, что задачей было создать нечто новое и современное, а не перенести в смартфон, например, культовую Super Mario Bros. 3 (занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая видеоигра в истории).

Super Mario Run действительно отличается от предшественников. Nintendo не стала использовать наэкранные кнопки (как это сделала, например, Sega, когда переносила в смартфоны свою серию про сверхзвукового ежа): персонаж бежит сам, а игрок лишь заставляет его подпрыгивать, с разной силой нажимая на экран. Но в остальном это всё тот же платформер про водопроводчика, который спасает принцессу от злого дракона. Фанаты должны быть счастливы. Другое дело — рынок.

Самые прибыльные мобильные игры распространяются бесплатно, а зарабатывают на встроенных покупках. В 2016 году в топе самых прибыльных приложений App Store первое приложение, которое надо покупать, то есть зарабатывающее не на внутренних покупках, — лишь на 96-м месте. В Super Mario Run встроенных покупок нет, потому что к платформеру прикрутить этот инструмент монетизации практически невозможно. Rovio, разработчик игры Angry Birds, первая версия которой появилась до того, как Apple разрешила встраивать в игры возможность что-нибудь купить, пыталась найти хороший способ это сделать, но потерпела фиаско. Nintendo, оценившая свою игру в $9,99 (это в десять раз больше платной версии Angry Birds), может рассчитывать лишь на то, что ей удалось сделать более увлекательный геймплей и что её персонажи обаятельнее придуманных Rovio сердитых птиц.

Switch

© Nintendo

В интервью Wired Сигэру Миямото сообщил кое-что и о Switch, продажи которой начнутся в марте 2017 года. По его словам, Nintendo видит себя производителем «игр для всей семьи»: Super Mario Run — игра на чужом поле, а вот Switch — это именно то, что компания любит делать больше всего. Однако перспективы этого проекта кажутся ещё более туманными.

У Switch нет ничего общего с тем, как выглядят приставки конкурентов — Sony и Microsoft. Это игровой планшет с двумя отсоединяемыми контроллерами, который можно подключить к телевизору или взять с собой.

Стоило Nintendo впервые показать это чудо — и акции компании тут же подешевели на 6%. Глава компании Тацуми Кимисима в интервью Bloomberg признался, что такая реакция его удивила.

Но вообще-то именно такой реакции Nintendo и следовало ожидать. В качестве домашнего устройства Switch проигрывает более мощным PlayStation и Xbox, а вне дома люди обходятся смартфонами и планшетами. Более того, Nintendo уже сама это признала, выпустив Super Mario Run и пообещав другие игры для iOS и Android.

Предыдущая приставка Nintendo — Wii U — с треском провалилась: продажи были в десять раз ниже, чем у её предшественницы — легендарной Wii. Аналитики предсказывают, что за 2017 год Nintendo сможет продать не более 2,9 млн Switch, Sony — 18 млн PlayStation 4, а Microsoft — 9 млн Xbox One.

Кажется, Nintendo всё делает не так, и непонятно, на что компания рассчитывает. Лишь одно обстоятельство говорит в её пользу — Nintendo была такой всегда. В её истории почти не было продуктов, которые были бы технологичнее тех, что делали прямые конкуренты.

Предыдущему большому успеху Nintendo, приставке Wii, как и Switch, тоже предсказывали провал, однако устройство с устаревшим уже на момент выхода железом и очень странным управлением неожиданно для всех обошло в продажах PlayStation и Xbox.

Фотография на обложке: Nintendo

Обсудить ()
Новости партнеров