$ 63.3067.21$54.33
26 июля 2016 года в 12:13

«Гимн компании слушаю стоя»: Как корпоративные ценности становятся скрепами

Тоталитарный менеджмент

«Гимн компании слушаю стоя»: Как корпоративные ценности становятся скрепами

Чем больше бизнес, тем отчётливее сходство компании с государством. «Корпоративные ценности выполняют ту же задачу, что и мораль в обществе, позволяют компании развиваться, — считает экс-глава российского офиса Microsoft Николай Прянишников. — Компания, в которой корпоративные ценности существуют лишь формально, в долгосрочной перспективе нежизнеспособна». Прививая сотрудникам «патриотизм» (выражаясь корпоративным языком — лояльность), менеджмент иногда заигрывается — и превращает компанию в подобие тоталитарного общества. «Секрет» приводит несколько впечатляющих примеров.

«Русское молоко»: Если работаете в нашей компании, должны знать Священное Писание

В августе 2010 года владелец компании «Русское молоко» Василий Бойко-Великий прогремел на весь интернет обращением к своим сотрудникам под названием «Для споспешествования покаяния в нашем народе».

В этом документе одиозный бизнесмен обязал каждого работника пройти в течение года курс «Основы православной культуры», запретил аборты и, кроме того, наказал обвенчаться всем, кто состоял в браке. Нарушителей корпоративного кодекса Бойко-Великий пообещал уволить. С другой стороны, сотрудникам, находящимся в декретном отпуске, «Русское молоко» гарантировало выплату среднемесячной зарплаты до тех пор, пока ребёнку не исполнится год.

По мнению Бойко-Великого, такие меры не следует расценивать как принуждение к вере. Он объяснял, что человеку иногда нужен «толчок в правильном направлении» и новая корпоративная политика является таким «толчком». Позднее стало известно, что обвенчались все — увольнять сотрудников «Русскому молоку» не пришлось.

«Если вы работаете в нашей компании, должны знать Священное Писание», — подчёркивает предприниматель. При этом компания готова принять на работу и высокопрофессионального атеиста, но ему тоже придётся прослушать курс «Основы православной культуры», который занимает полтора часа рабочего времени в неделю.

© Monica Donovan / Getty Images

Amazon: Все, с кем я работал, плакали в офисе

В августе 2015 года The New York Times опубликовала расследование, посвящённое корпоративным ценностям Amazon. Оказалось, от сотрудников требуют не только работы на пределе возможностей, но ещё и склоняют их к максимально жёсткой критике коллег и доносительству.

В 1997 году основатель Amazon Джефф Безос рассуждал, что компания не выдержит конкуренции, если превратится в «загородный клуб наподобие Microsoft». Независимо от качества своей работы сотрудники вынуждены терпеть упрёки и грубые замечания. По словам сотрудника компании, которого цитирует The New York Times, однажды начальник вызвал его, чтобы отчитать буквально за каждое порученное ему задание, назвал некомпетентным, а в конце этой беседы вдруг произнёс: «Поздравляю, идёшь на повышение!»

«Почти каждого человека, с которым мне приходилось работать, я хотя бы раз видел рыдающим за своим столом», — признаётся бывший сотрудник Amazon Бо Олсон. Сам он продержался в компании около двух лет и, по его словам, тоже пролил за это время немало слёз.

Реагируя на скандал, вызванный публикацией The New York Times, Джефф Безос, впрочем, заявил, что не узнаёт свою компанию в негативных отзывах.

«Уралсиб»: Вселенская любовь, что-то мистическое и духовное

В мае 2015 года «Ведомости» разбирались в причинах угасания финансовой корпорации «Уралсиб». Как оказалось, одна из причин кризиса бизнеса — корпоративные ценности, выраженные в «стремлении к высшим идеалам: доверию, созиданию, любви».

В 2009 году работников обязали подписать договор, согласно которому они должны придерживаться здорового образа жизни и позитивного мышления, а также разделять ценности компании. Тех, кто не сможет соответствовать принятым нормам, пообещали уволить. Компания не жалела денег на «тренинги личностного роста» и различные нетрадиционные семинары. Всё это ради «внедрения личностных параметров в менеджерское мышление», выхода на «более высокую ступень развития» и «удержания фокуса внимания на благородных мотивах поведения».

В результате из компании ушли многие талантливые люди, которым тягостно было терпеть насаждение «вселенской любви» и «чего-то мистического и духовного». Но в 2015 году, согласно расследованию российского Forbes, компания продолжала следовать выбранному курсу.

X5 Retail Group: Вперёд, Х5, вперёд!

«Работа — наша сила! Х5 непобедима! Работа — наш оплот! Вперёд, Х5, вперёд!» — просочившись в СМИ, корпоративный гимн X5 Retail Group стал мемом. Идеологами и авторами текста называют рядовых сотрудников компании, но руководство компании горячо поддержало эту инициативу, а позднее начало ревностно следить за соблюдением традиции исполнять гимн в начале каждого рабочего дня и даже перед каждым заседанием правления.

Вспоминают случай, когда бывший исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис давал интервью в присутствии одного из PR-менеджеров и решил продемонстрировать новый гимн компании. «Слушал его Хасис стоя, расплывшись в улыбке, — рассказывал российский Forbes. — Не меняя благодушного выражения на лице, он сообщил о сидящем рядом пиарщике: "Геннадий у нас сотрудник молодой и ещё не знает, что гимн мы слушаем стоя. В следующий раз не встанет — уволю". Геннадий и правда недолго после этого проработал в X5».

Abercrombie & Fitch: Ногти не длиннее четверти дюйма

Компания Abercrombie & Fitch в рекламных кампаниях часто предстаёт дерзкой и бунтарской, но при этом жёстко регламентирует, какие причёски, косметику и даже длину ногтей могут себе позволить сотрудницы. Например, ногти не должны быть длиннее четверти дюйма от кончиков пальцев.

Компания объясняет подобные требования тем, что образ сотрудников для производителя молодёжной одежды — один из важных факторов воздействия на покупателей. Однажды из Abercrombie & Fitch уволили сотрудницу-мусульманку, потому что её хиджаб не вписался в требования корпоративного кодекса.

Увольнение грозит всем сотрудникам, чьи ногти покрашены в лаки ненатурального цвета или чей макияж контрастирует с цветом кожи. При этом управляющий магазина сам устанавливает, какие оттенки являются приемлемыми для его подчинённых. Женщинам запрещено носить больше двух серёжек в одном ухе, у мужчин проколы в ушах в принципе недопустимы. Украшения должны быть «простыми» и «классическими».

© Emma Innocenti / Getty Images

У разных магазинов марки собственные правила относительно татуировок. Как правило, их разрешают демонстрировать, если они не привлекают внимания. Но если рисунок отсылают к бренду Abercrombie & Fitch — это, наоборот, плюс. Такие татуировки можно выставлять напоказ.

ЭФКО: Здесь ты биоробот

Валерий Кустов, основатель и совладелец компании ЭФКО, крупнейшего в России импортёра пальмового масла, попал в специальный рейтинг российского Forbes, посвящённый самым необычным, сумасбродным и эксцентричным российским предпринимателям.

Кусов взял на работу в службу персонала специалистов по «психокоррекции» и «психофизиологии». Помимо обычных тестов каждый кандидат на место в компании проходит обязательное собеседование на детекторе лжи и энцефалографе, а также тест на соответствие «моральным принципам компании».

Сотрудник должен написать письмо службе персонала, если хочет, чтобы его повысили. Такой человек проходит медицинское обследование, профессиональную аттестацию и «психодиагностику», после чего его отправляют в учебный центр «Лиман», где он живёт в течение месяца. Жизнь протекает по-военному: отбой — в 22:00, подъём — в 6:00. Каждый день посвящён лекциям по психологии и гуманитарным предметам, визитам в корпоративный музей скифской культуры, который представляет собой традиционный скифский курган с погребальной камерой.

Один из сотрудников компании пожаловался в интернете, что ЭФКО «убивает всё человеческое», превращает людей в «биороботов». Но это редкий случай, когда кто-то жалуется на эту компанию, — известно, что в ЭФКО неплохо платят.

Фотография на обложке: Jetta Productions / David Atkinson / Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров