$ 64.1568.47$53.94
07 июня 2016 года в 17:01

Трэвис Каланик (Uber): «Нужно делать то, что людям кажется глупым и неправильным»

Основатель стартапа на $68 млрд делится секретами

Трэвис Каланик (Uber): «Нужно делать то, что людям кажется глупым и неправильным»

Вчера Трэвис Каланик в рамках визита в Москву провёл вторую лекцию о том, как стать предпринимателем (первая прошла в институте «Стрелка» в понедельник и посвящалась развитию транспорта в городах). Основатель Uber назвал восемь вещей, которыми должен обладать человек, создающий успешный проект.

Искать возможности («найди то, что сломано»)

Речь идёт о потребностях, которые представляют для людей ценность. Когда Каланик и его партнёр Гаррет Кэмп находились в Париже и не могли вызвать такси, у них родилась идея Uber.

Каланик убеждён в том, что успех Uber во многом связан с тем, что его компания приносит пользу не только пассажирам, но и водителям. Водители традиционных такси не могут быть предпринимателями, они привязаны к таксопаркам, у которых должны быть лицензии. Uber позволяет им зарабатывать больше.

Благодаря сервису UberPool — алгоритмы оценивают траекторию движения автомобиля и позволяют водителю одновременно подвозить двух человек, которым по пути, — на улицах города уменьшается количество машин, а значит, становится меньше пробок и экология улучшается. Каланик хочет, чтобы в любой точке мира такси приезжало за 5 минут и чтобы транспортная система стала чем-то вроде «воды из крана» — доступной и надёжной.

Быть аналитичным и креативным одновременно

По словам Каланика, талантливые люди часто обладают одним из этих качеств, но предпринимателю нужно иметь оба или найти партнёра, который будет обладать недостающим.

Каланик считает себя и креативным, и аналитичным: он придумал сервис Uber ice cream — раз в год каждый может заказать такси и получить мороженое бесплатно. Люди получают положительный опыт общения с сервисом и рассказывают о нём друзьям, а аналитические способности основателя Uber позволяют построить гипотезы на основе их поведения.

Сопоставлять восприятие и реальность

Восприятие — это то, как думают люди, их устойчивое мировоззрение, основанное на стереотипах. Реальность — это то, что происходит на самом деле. Задача новатора — найти баланс между восприятием и реальностью. Каланик приводит цитату Альберта Эйнштейна: «Тот, кто следует за толпой, не уйдёт дальше толпы». Вы должны делать то, что людям кажется глупым и неправильным.

Предприниматель говорит: очень сложно делать что-то, во что не верит никто, кроме тебя. Каланик вспоминает, что сам «сто раз в день слышал сотни тысяч нет» — в его проекты не верили ни близкие, ни коллеги. «Не всегда легко проходить через это с улыбкой», — говорит он.

Чувствовать риски

Талантливого предпринимателя отличает способность угадывать, что нужно сделать, чтобы остаться на плаву, и умение остановиться в правильный момент, если дальше идти не стоит. Предприниматель сталкивается с рисками постоянно, и нужные навыки и экспертиза помогают ему преодолеть препятствия, которые другим преодолеть не под силу.

Создавать магию

Нужно делать вещи, которые увлекут людей, при этом часто люди сами не понимают, что именно им нравится. В Uber есть «четыре уровня магии» — то, что компания может дать людям:

— время — возможность экономить время притягивает, потому что это самый ценный ресурс в жизни;

— спокойствие — в современном мире люди всё время испытывают стресс, они хотят чувствовать себя защищёнными;

— удовольствие — нужно придумывать новые способы порадовать пользователя вроде истории с мороженым;

— деньги — водители зарабатывают, а пассажиры экономят.

Рассказывать истории и продавать

«Страх — это болезнь», — говорит Каланик. Каланик призывает всё время думать о решении проблем, потому что, когда долго думаешь, решение обязательно находится. Он использует слово hustle (энергичный, кипучий, деятельный), когда объясняет, каким должен быть успешный предприниматель. Если человек всё время чем-то занят, не стоит на месте, страх уходит.

По его словам, программисты часто осуждают продавцов, смотрят на них сверху вниз и думают, что продажи не так уж важны. Но благодаря хорошему маркетингу и продажам люди узнают о продуктах разработчиков.

Нужно учиться рассказывать истории, которые будут понимать люди. Может показаться, что транспортная сфера — очень скучная и что компании, которая занимается логистикой, нечего рассказывать. Но всегда есть истории, которые зацепят людей, и пользователи будут передавать их другим.

Например, 5 мая в Америке латиноамериканцы отмечают Синко де Майо — национальный праздник Мексики в честь победы мексиканских войск в битве при Пуэбле 5 мая 1862 года. В этот день готовят блюда мексиканской кухни и танцуют национальные танцы. Когда люди вызывали Uber в этот день, к ним приезжали латиноамериканцы и устраивали концерт.

Мыслить как победитель

Всех сотрудников Uber призывает думать как лидеры. Когда ты решаешь задачи и видишь отдачу, заряжаешься энергией. Это заставляет идти вперёд. Когда новые сотрудники Uber выходят на работу, им показывают видео с бегуньей, которая не сдалась, даже когда у неё закончились силы. По словам Каланика, талантливые предприниматели должны думать как оптимисты, что бы ни случилось.

Фотография на обложке: Flickr / TED Conference / CC BY-SA 3.0

Теги:Uber
Обсудить ()
Новости партнеров