$ 63.8768.69$54.94
30 мая 2016 года в 18:24

Не хочу на дачу: Как российские курорты переходят на пакетные туры

Внутренний туризм по системе «Всё включено»

Не хочу на дачу: Как российские курорты переходят на пакетные туры

Каждая четвёртая продаваемая путёвка по России — это пакетный тур с перелётом, проживанием и питанием. Переориентация на отдых по системе «всё включено» произошла в последние два года, при этом весь внутренний турпоток вырос с 29 млн человек в 2013 году до 50 млн в 2014 году. Закрытие популярных туристических направлений (Турция и Египет) и падение рубля заставило туркомпании обратить внимание на внутренний рынок и подстроиться под туристов, привыкших к «пакетам». «Секрет» выяснил, как любовь к организованному досугу повлияла на туризм в России и какие перспективы у пакетных путешествий.

Традиционные каникулы

На майские праздники пакетные туры по России продавались лучше всего, обогнав Кипр, Болгарию и Грецию даже у тех турагентств, которые раньше специализировались на зарубежных направлениях. Например, Tez Tour вышел на внутренний рынок только в конце 2015 года, при этом продажи пакетных туров по России на майские достигли 25% от всего объёма. Самыми популярными направлениями стали Крым и Сочи — скорее всего, из-за того, что это самая близкая альтернатива к пляжному отдыху в Турции и Египте. Туры в эти страны раньше составляли более 50% выездного рынка в пакетах, оценивает генеральный директор сервиса по продаже туров Level.Travel Дмитрий Малютин. По его словам, раньше операторы не предлагали пакетные туры по популярным сейчас направлениям — например, в Сочи. В этом не было нужды. Но после изменения конъюнктуры рынка они стали делать выгодные предложения. Сейчас на Level.Travel можно найти горящие туры в Сочи за 25 000 — 30 000 рублей (на неделю в июне за двоих с вылетом из Москвы), в Крыму на тех же условиях за 21 000 — 30 000 рублей, туры на Кавказ стоят от 35 000 рублей. Это самые дешёвые варианты от разных операторов.

«Также на востребованность домашнего отдыха влияет активная популяризация отдыха в России со стороны государства и общий патриотический подъём, в том числе в связи с присоединением Крыма», — считает генеральный директор онлайн-конструктора экскурсионных туров Tourex.me Илья Отькало. Туроператоры сообщали, что популярность Крыма падает, но на самом деле, по данным Ассоциации туроператоров России, понизилось именно число тех, кто едет отдыхать самостоятельно, — на 20%. Пакетных путешественников стало, наоборот, больше. Впрочем, пока они составляют только 20% от всего объёма российских туристов на полуострове.

«Отечественные курорты для многих стали альтернативой любимым направлениям. Кроме того, их можно по праву считать самыми бюджетными в этом сезоне. Туры на июнь на двоих начинаются от 11 000 рублей», — говорит генеральный директор системы поиска и бронирования туров RuSPO.ru Вениамин Бондарев. Во многих случаях туры стоят даже дешевле, чем просто перелёт. Причина в том, что туркомпании борются за клиента между собой и снижают цены. Особенно это заметно к лету, когда начинается сезон.

Появляются и новые виды бюджетных пакетных туров: вместо самолётов туристам предлагают добраться до отдыха поездом. Если прошлым летом «РЖД тур» совместно с оператором «Библио-Глобус» предлагали только туры из Москвы в Анапу, теперь выбор расширился: на курорты Краснодарского края можно будет купить пакетный тур из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Кирова, Перми и Самары. Из Нижнего Новгорода в Сочи, Анапу и Геленджик можно будет поехать за 17 300 рублей на одного человека (цен на другие туры пока нет).

По данным Ростуризма, в прошлом году были проданы все предложенные пакетные туры (около 600 000), и сейчас ситуация должна повториться — об этом свидетельствуют данные раннего бронирования. Однако продажи туров не приносят агентствам большой прибыли. Так, в сети турагентств «Розовый слон» в 2016 году 35% продаж туров приходится на Россию, но они дают доход меньше 10% от общего объёма.

© Александр Кряжев / РИА Новости

За свой кусок рынка с помощью пакетов пытаются побороться и те, кто раньше зарабатывал только сезонно. «Именно пакетные туры помогли нам превратить горнолыжный курорт в популярное место летнего отдыха», — говорит директор по маркетингу и продажам курорта «Роза Хутор» Ольга Филипенкова. Она отмечает, что культура отдыха в горах летом у россиян не развита, поэтому в «Розе Хутор» сделали пакетное предложение «Горы развлечений», которое снимало вопросы о том, чем заняться: к проживанию в отелях разработали программу с трекингом, велопрогулками, горным пляжем, подъёмом на канатных дорогах, конными прогулками. Тур на восемь дней на двоих в трёхзвездочном отеле (без перелёта) обходится в 31 000 рублей. В 2015 году количество летних туристов впервые превысило число приехавших зимой — 750 000 человек против 600 000. Более 80% продаж интернет-магазина «Роза Хутор» летом пришлось на пакет «Горы развлечений» (в 2015 году он продавался только через свои каналы, но в этом году будет задействована агентская сеть).

Активные туры

За последние полтора года спрос на активный отдых в России вырос на 30%. Его чаще всего предлагают в тех же пакетных турах, но есть специфика — до места приходится добираться самим. «К сожалению, предложений с перелётами на российском рынке до сих пор нет. Хотя это могло бы быть востребовано, особенно на пиковые даты — Новый год, майские и июньские праздники и просто летний сезон. Часто бывают проблемы, когда туристы отказываются от тура из-за дороговизны авиабилетов», — говорит исполнительный директор Russia Discovery Юлия Григорьева. Но, по её словам, на общую динамику спроса это несильно влияет — сейчас идёт взрывной этап, который может продлиться несколько лет.

Для тех, кто привык сплавляться по рекам Чехии и Эстонии, сейчас всё привлекательнее становятся туры в Карелию, на Алтай и Камчатку (они традиционно остаются самыми востребованными направлениями активного отдыха в России). Помимо дешевизны клиентов завлекают расширением ассортимента: появляются новые виды приключенческого отдыха вроде фридайвинга, яхтинга, полётов на воздушных шарах. Цены на активный отдых зависят от вида: на Russia Discovery (компания представляет и свои туры, и партнёров) пеший тур на Алтае на 12 дней может стоить 18 500 рублей (за одного человека), фридайвинг в Баренцевом море потребует 55 000 рублей за шесть дней, а треккинг на Сахалине обойдётся в 93 000 рублей за десять дней.

В Russia Discovery отмечают, что агентства, занимавшиеся пляжным отдыхом, сейчас тоже стараются переориентироваться на активные туры, но выйти на большие продажи у них не получается. Но в целом «активные» и «спокойные» туроператоры не конкурируют между собой — они занимаются разными категориями российских путешественников, вернувшихся во внутренний туризм.

Новый отдых

«Путешествия для души и дела» — девиз компании Altourism, которая предлагает волонтёрские туры по России. Проект возник полтора года назад, причём волонтёрство связано с развитием туристической инфраструктуры — её отсутствие основательница Altourism Екатерина Затуливетер считает главной проблемой внутреннего туризма. «В городе Тутаев Ярославской области мы поддерживаем инициативу местных активистов по строительству парка у берега Волги. В посёлке Уница в Карелии — строительство причала, который привлечёт проезжающих мимо туристов и тем самым оживит деревню. В национальном парке "Смоленское Поозерье" — строительство экотропы для людей с ограниченными возможностям передвижения», — приводит примеры Затуливетер. Её компания зарабатывает на проценте с продаж и занимается маркетингом, а местные организуют жильё, питание, экскурсии и социальные проекты. Летом ежемесячный оборот — около 300 000 — 400 000 рублей. Представленные на сайте туры стоят от 10 000 до 40 000 рублей на человека в зависимости от места проживания (где-то палатки, а где-то — коттеджи) и длительности. Проезд до места не включён.

Это новая ниша, поэтому спрос вряд ли сильно зависит от привыкших к пляжному отдыху в Турции или к активному отдыху в Европе туристов — массовый турист до таких проектов не доходит. Но из-за курса рубля больше путешественников стали смотреть на возможности в России, и это стимулирует появление новых игроков с нестандартными предложениями организованного досуга. «Сейчас появляются разные проекты внутреннего туризма с интересным необычным контентом, — подтверждает Затуливетер. — Но из них будут развиваться только те, кто сразу продумал систему монетизации. К сожалению, много туристических проектов, возникающих в последнее время, считают, что монетизация — это неважно. А это значит, что они не будут долговечными и, как только силы у основателей закончатся, исчезнут».

© Михаил Мокрушин / РИА Новости

Конкуренты внутреннего туризма

И у старых игроков, переориентировавшихся на внутреннее направление, и у тревел-стартапов есть серьёзные соперники — зарубежные курорты, которые решили перетянуть на себя российских туристов, оказавшихся в свободном плавании. «Многие страны, как только узнали о запрете поездок россиян в Турцию и Египет, стали предпринимать шаги для того, чтобы завоевать сердце российского туриста», — считает Илья Отькало из Tourex.me. Правительство Кении стало субсидировать авиакомпании, делающие рейсы в Найроби и Момбасу. По словам Отькало, Азия тоже не спит: многие стараются организовать новые чартерные направления, а чартеры — это важный элемент пакетных туров. В Level.Travel отмечают, что зимой в пакетах был популярен Вьетнам, а также появилось новое направление — Марокко, куда раньше на туры не ездили. Сейчас цены на горящие туры в Марокко начинаются от 55 000 — 60 000 рублей на двоих за неделю. Другие привлекательные страны для пакетного туризма — Греция, Кипр, Испания и Тунис. Греция и Кипр предлагают пакеты в июне от 40 000 рублей на двоих за неделю, Испания — от 50 000, Тунис — от 70 000.

Активно ведёт себя Израиль — в 2016 году он рассчитывает принять полмиллиона российских гостей, на рекламу страны в России выделено 10 млн шекелей (около $2,6 млн). Израильские отели даже согласны перейти на систему «всё включено». Сейчас пакетный тур в Израиль на неделю можно найти на 45 000 рублей на двоих — для Израиля это очень хорошая цена, если вспомнить, что Тель-Авив находится на 18-м месте среди самых дорогих городов мира.

Полностью перетянуть российских путешественников на себя вряд ли выйдет. «Безусловно, многие страны, в том числе уже развитые с точки зрения пакетного туризма, проявляли заинтересованность в повышении турпотока. Несмотря на некоторые политические моменты, все они охотно шли на контакт. Однако всё же сейчас самой большой популярностью пользуются именно российские курорты», — считает Дмитрий Малютин из Level.Travel.

Фотография на обложке: Zuma / TASS

Обсудить ()
Новости партнеров