secretmag.ru
Опубликовано 16 ноября 2023, 23:50
5 мин.

Что такое истребитель Су-75 Checkmate и чем он лучше американского аналога. Простыми словами

Истребитель Су-75 Checkmate — лёгкий однодвигательный истребитель пятого поколения российского производства. Самолёт разрабатывает Опытно-конструкторское бюро П. О. Сухого как предложение для отечественных Воздушно-космических сил (ВКС) и инициативный проект для возможного экспорта в страны Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Индии.

Что такое истребитель Су-75 Checkmate и чем он лучше американского аналога. Простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», Mztourist/Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

История создания Су-75 Checkmate

Разработку задумали в компании «Сухой», а занялись работами специалисты Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) П.О. Сухого. Спроектировать истребитель удалось всего за один год.

При разработке специалисты активно использовали суперкомпьютер — именно это позволило сократить время, потраченное на создание Су-75. А ещё новые технологии помогли сэкономить.

Впервые истребитель Су-75 Checkmate представили на авиасалоне МАКС в июле 2021 года. Тогда утверждалось, что в течение 15 лет будут изготовлены 300 истребителей — в первую очередь для экспорта.

Название Су-75 Checkmate

Бортовой номер «75» нового лёгкого тактического истребителя объясняли двумя факторами:

  • Checkmate дополняет уже существующий самолёт Су-57;
  • цифры «5» и «7» — счастливые для компании «Сухой».

Выбор названия Checkmate связывали с тем, что роль истребителя схожа с шахматной фигурой (самолёт сравнивали с непримечательным, но нужным конём).

Вопросы возникали к тому, что самолёт называют не «Шах и мат», а по-английски Checkmate. По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, это связано с тем, что в основном истребитель ориентирован на экспорт.

А вот в США, по словам источника в разведке, истребитель Checkmate получил прозвище «Крикун» (Screamer). Всё из-за большого воздухозаборника на так называемом подбородке лёгкого тактического самолёта.

Характеристики Су-75 Checkmate

В Объединённой авиастроительной корпорации «Ростеха» (ОАК, материнская компания «Сухого», куда входит опытно-конструкторское бюро) называли следующие характеристики:

  • один двигатель;
  • максимальная боевая нагрузка — 7400 килограмм;
  • дальность полёта без подвесных топливных баков — 2900 км при скорости до 1,8 Маха;
  • практический потолок — 16,5 км;
  • способен нести до пяти ракет класса «воздух-воздух» и различные боеприпасы «воздух-земля»;
  • во внутренних отсеках можно разместить пушечные контейнеры для уничтожения целей на земле;
  • один пилот, можно сделать истребитель беспилотным или разместить второго пилота.

Аналоги Су-75 Checkmate за рубежом

На момент презентации Су-75 в мире существовал только один однодвигательный истребитель пятого поколения — американский F-35 Lightning II. Предлагался он только союзникам США и членам НАТО. Обходилась такая машина почти в $80 млн.

Су-75 Checkmate задумывался как дешёвый и доступный для многих стран самолёт, в противовес американскому «аналогу». При этом российские конструкторы отмечали, что Су-75 во многом можно назвать особенным самолётом.

«Я бы не сказал, что здесь корректно сравнение с каким-либо самолётом. Я бы сказал, что он уникален. У него уникальная аэродинамическая схема и уникальные решения. Я вам ответственно скажу, что каждое решение, представленное на этом самолёте, оно привело к определённому росту характеристик», — говорил заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.

А вот глава «Ростеха» Сергей Чемезов утверждал, что сопоставимыми с Checkmate характеристиками действительно может похвастаться только американский F-35 — главный конкурент российского истребителя. А ключевым преимуществом Су-75 он называл куда более приятную цену (подробнее ниже).

Американские эксперты так объясняли «смысл» отечественного истребителя: с его помощью Россия могла бы создать коалицию стран-эксплуатантов по аналогии (и для противостояния) с сетью государств, которые используют F-35. В то же время они сомневались в том, что покупателей Су-75 будет так же много.

Ещё Су-75 сравнивали со шведским JAS-39 Gripen, китайским J-10, пакистанским JF-17, а также французским Rafale. Но всё это истребители четвёртого поколения, а не пятого.

Стоимость Су-75 Checkmate

Сначала предполагалось, что Су-75 Checkmate будут продавать за рубеж по цене $25–30 млн. Уже через год стоимость истребителя подросла — называли сумму в $30–35 млн.

Создатели самолёта также подчёркивали, что лётный час Checkmate будет ещё дешевле, чем у конкурентов, а именно в 6–7 раз ниже, чем у американского F-35, и сопоставим по цене с Gripen NG. Стоимость лётного часа истребителя из США составляет порядка $33 000–35 000, самолёта из Швеции — от $4500 до $8000.

Производство Су-75 Checkmate

В ноябре 2023 года стало известно, что в России началась подготовка к производству истребителей Су-75. Как сообщили в государственной корпорации «Ростех», конструкторскую документацию уже передали на завод-изготовитель, где вовсю собираются создавать первые образцы.

В организации добавили, что после презентации лёгкого тактического самолёта его создатели получили обратную связь от потенциальных покупателей и скорректировали отдельные технические решения, а также стоимость всего проекта.

«Это существенно повысило конкурентоспособность и коммерческую привлекательность отечественного однодвигательного самолёта, а также снизило технические риски при его создании», — добавили в компании.

Ранее планировалось, что первый полёт Су-75 состоится в 2023 году, а серийные поставки — в 2026-м. Позже глава «Ростеха» Сергей Чемезов утверждал, что истребитель впервые окажется в воздухе в 2025 году, а серийное производство запустят в 2027-м.

Презентация истребителя на авиасалоне МАКС-2021

Презентация истребителя на авиасалоне МАКС-2021

Мнения о Су-75 Checkmate

Бывший начальник зенитно-ракетных войск Командования специального назначения ВВС России полковник запаса Сергей Хатылев:

«Вся бортовая аппаратура управления и наведения, аппаратура управления оружием Checkmate соответствует пятому поколению. Возможно, что он в чём-то даже превзойдёт Су-57. Скорее всего, это прообраз истребителя будущего, что как раз и привлекает зарубежных партнёров России».

Заслуженный военный лётчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов:

«Сейчас надо рассматривать Су-75 Checkmate как большой шаг вперёд нашей авиационной промышленности и нашего ВПК. Но не более того. Сейчас нам надо работать в первую очередь по тяжёлому истребителю Су-57, а уже затем настанет очередь Су-75 Checkmate. У Су-75 Checkmate перспективы есть. Потому что лёгкого истребителя пятого поколения у нас нет».

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:

«Целый ряд стран, которые проводят независимую внешнюю политику, без оглядки на Вашингтон, конечно, будут всерьёз рассматривать эту машину. Это всё традиционные клиенты, которые у нас когда-то покупали МиГ-29 и Су-30. Но и целый ряд новых клиентов может появиться».