secretmag.ru
Опубликовано 24 марта 2024, 11:54
7 мин.

Что такое европротокол и как его правильно заполнить. Объясняем простыми словами

Европротокол — система оформления дорожно-транспортного происшествия без вызова сотрудников ГИБДД. Участники аварии самостоятельно могут задокументировать факт ДТП, а дальше обратиться с европротоколом в свою страховую компанию за компенсацией. Однако эта схема работает только при определённых условиях: не каждую аварию можно оформить европротоком.

Что такое европротокол и как его правильно заполнить

© Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Matt Hudson, Unsplash License

Статью проверил:

ведущий юрист «Европейской юридической службы»

Проще говоря, представьте ситуацию: вы за рулём машины остановились на красный сигнал светофора, а водитель позади вас не держал дистанцию или просто отвлёкся, не успел затормозить и протаранил задний бампер вашего автомобиля. Повреждения небольшие, и обошлось без жертв. Виновник ДТП признаёт свою вину.

Чтобы не ждать сотрудников ГИБДД и не терять полдня на оформление всех бумажек, вы фиксируете факт дорожно-транспортного происшествия через европротокол на месте аварии и разъезжаетесь.

Когда можно оформить ДТП по европротоколу

Не каждое ДТП можно оформить без сотрудников ГИБДД. По европротоколу оформляют обычно не слишком серьёзные аварии: притерли чужую машину, задели зеркалом, въехали в бампер, помяли кузовную деталь и т. д.

Вот все условия, при которых можно оформить европротокол:

  • в ДТП нет пострадавших;
  • в ДТП участвовало только два транспортных средства и только они получили повреждения;
  • у обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО;
  • нанесённый транспортному средству ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты в 400 000 рублей при оформлении онлайн и 100 000 рублей при использовании бумажного извещения (о них подробнее ниже). Нужно оценить это самостоятельно или приблизительно рассчитать стоимость с помощью специальных онлайн-сервисов и калькуляторов. Как правило, на новый бампер и малярные работы и даже замену какого-то съёмного элемента по типу двери, капота или крышки багажника этой суммы точно должно хватить;
  • оба участника ДТП согласны оформить происшествие без вызова сотрудников ГИБДД и обоюдно подписать европротокол.

Когда европротокол не подойдет

Если в ДТП пострадали люди — водители, пассажиры, пешеходы, — то оформить европротокол нельзя, нужно обязательно вызывать сотрудников ГИБДД и скорую.

Также если в ДТП пострадало городское имущество: дорожный знак, скамейка, остановка, забор — европротокол тоже не подойдёт.

Как говорилось выше, у обоих участников ДТП должна быть действующая страховка. Узнать, оформлен ли на авто виновника ДТП полис и действителен ли он на момент его совершения, можно через онлайн-сервис на сайте Российского союза автостраховщиков. Нужно убедиться, что он выписан именно на ту машину, которая участвовала в аварии, и не содержит ошибок.

Если участники аварии оформили её по европротоколу, а потом выяснилось, что полис виновника, например, просрочен, то взыскивать деньги за ущерб с него через суд будет проблематичнее, чем если бы аварию оформили сотрудники ГИБДД.

Как действовать, если произошло ДТП

Для начала нужно сохранять спокойствие, полностью остановить автомобиль и поставить его на ручник.

Далее обязательно включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки по всем правилам ПДД. После этого важно убедиться, что в аварии не пострадали люди.

Также важно сразу же выяснить, что водители не имеют разногласий относительно того, кто виновник ДТП. От этого зависит лимит выплаты (см. ниже).

После этого обязательно нужно сделать фото машин или видеозаписи всех повреждений. Если есть свидетели, стоит записать их показания и взять контактные данные.

Только после этого можно переходить к заполнению европротокола.

Как заполнять европротокол

Существует два способа заполнения:

  • письменный. Для этого заполняют бланк извещения о ДТП, его обычно выдают при оформлении ОСАГО;
  • электронный. В этом случае европротокол оформляется через сайт госуслуг.

Расскажем о каждом варианте.

Бумажный европротокол

Для начала скажем про важные нюансы: Европротокол нужно заполнить в двух экземплярах, один их них остаётся у пострадавшего, второй — у виновного. Бланк заполняется обычной синей шариковой ручкой. Использовать карандаш и гелевые ручки нежелательно: чернила могут поплыть и важные данные потеряются.

Теперь непосредственно к бланку. Он состоит из двух сторон: лицевой и обратной. Лицевая поделена на две части: слева схематично изображена машина А (пострадавшего), справа — машина Б (виновника).

На лицевой стороне заполняем:

  1. Место ДТП. Нужно указать улицу и номер дома, рядом с которым случилась авария.
  2. Дата. Ставим число и максимально точное время.
  3. Свидетели. С 2022 года допустимо оставить эту графу пустой.
  4. Данные автомобиля. Необходимо вписать марку, модель, госномер, VIN-код / номер кузова. Все эти данные находятся в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о его регистрации.
  5. Собственник. Записываем Ф. И. О. Паспортные данные не нужны, зато необходимо указать адрес регистрации и номер телефона.
  6. Водитель. Здесь нужны только Ф. И. О.
  7. Страховщик. Указываем фирму, где застрахован автомобиль, а также серию и номер полиса.
  8. Водительские права. Нужны номер и серия.
  9. Место первоначального удара. В этой графе бланка заранее нарисовано ТС, необходимо стрелкой указать, куда пришелся удар.
  10. Характер и перечень повреждений. Здесь стоит все расписывать очень подробно. Вместо «помято переднее левое крыло» можно написать что-то типа «На левом крыле снизу находится вмятина размером приблизительно 10х10 см».
  11. Замечания. В этой графе пишут, кто виновен в аварии, а кто нет. Например, водитель-виновник пишет «Признаю свою вину, со схемой ДТП согласен». Пострадавший же, наоборот, пишет «В ДТП не виновен».
  12. Обстоятельства ДТП. Здесь каждый из водителей ставит галочки напротив обстоятельств, которые звучат, например, так: «выезжал со стоянки, места парковки», «двигался прямо (не маневрировал)», «совершал разворот», «двигался задним ходом». Всего в бланке указано около 25 обстоятельств, которые можно отметить.
  13. Схема ДТП. Здесь важно применить все свои художественные способности и схематично нарисовать ДТП. Рисунок должен быть с указанием улиц и номеров домов, дорожными знаками и разметкой. Чем конкретнее, тем лучше.
  14. Подписи. Водители подписывают бланк и делают отметку о том, имеются ли разногласия по поводу произошедшего.

Теперь нужно заполнить оборотную сторону бланка и графы:

  1. Транспортное средство. Здесь нужно поставить галочку, что у вас за транспортное средство — легковой автомобиль, мотоцикл и т. д.
  2. Обстоятельства ДТП. Каждый участник подробно пишет, что произошло. Каждый участник вправе описать своё видение ситуации.
  3. «ТС находилось под управлением». Поставить галочку, если это авто управлялось собственником или наоборот.
  4. «Может ли ТС передвигаться своим ходом» — ставится галочка, если да.
  5. «Примечания участников ДТП, в том числе разногласия (при наличии)». Участники аварии указывают все детали произошедшего, если не описали их выше.
  6. Дата и подпись.

Электронный европротокол

Электронный европротокол заполняется через приложение «Госуслуги.Авто» или «Помощник ОСАГО» и имеет такую же юридическую силу, как и бумажный. Способ актуален, если у обоих участников ДТП есть подтверждённый аккаунт на «Госуслугах».

Нужно следовать инструкциям приложения и заполнять всю требуемую информацию шаг за шагом. Всё просто и очень похоже на пункты из бумажного варианта. Вместо рисунка ДТП приложение попросит фото с разных ракурсов — общим планом и повреждения более детально.

После заполнения всех шагов участники ДТП должны дождаться электронного извещения с идентификационным номером. Его присылают сразу же, как обращение зарегистрируют в Российском союзе автостраховщиков. Пока ответ не придёт, покидать место происшествия не стоит.

Что делать после заполнения европротокола

В течение пяти дней после заполнения бумажного варианта европротокола нужно обратиться в свою страховую компанию с этим документом. Сотрудники страховой назначат день, когда проведут оценку повреждения автомобиля, посчитают необходимую сумму ремонта и направят машину на ремонт в течение 20 дней или предложат компенсацию деньгами.

Плюс электронного протокола в том, что после оформления никакие бумаги не нужно нести в офис страховой — все извещения страховая компания получит автоматически.

Лимит возмещения ущерба по европротоколу

Размер максимальной компенсации зависит от наличия разногласий между участниками ДТП и фотографий повреждений:

  • Есть фото, нет разногласий — до 400 000 рублей.
  • Есть фото, есть разногласия — до 100 000 рублей.
  • Нет фото, нет разногласий — до 100 000 рублей.

Преимущества и недостатки европротокола

К преимуществам оформления ДТП через европротокол относится:

  • Экономия времени. Это один из самых главных плюсов европротокола — не нужно ждать сотрудников ГИБДД. Как правило, гаишники спешат на аварии, где есть жертвы, а на мелкие ДТП патрули отправляются в последнюю очередь, если приезжают вообще. На заполнение европротокола уходит не больше часа, а потом можно ехать по своим делам. Ну или сразу в страховую.
  • Простота заполнения. Для заполнения европротокола не нужны какие-то определённые знания, разве что умение схематично нарисовать ситуацию ДТП.
  • Минимум лишних документов. Потерпевшему участнику ДТП не нужно собирать документы для страховой компании. Например, справки и постановления от ГИБДД не нужны. Европротокола будет достаточно, чтобы получить компенсацию.
  • Отсутствие штрафов. При оформлении европротокола виновник не несёт ответственности за нарушение ПДД, как это происходит при фиксации аварии со стороны сотрудников ДПС.

Но минусы у европротокола тоже есть.

  • Нет права на ошибку при заполнении. Каждый пункт извещения о ДТП должен быть заполнен максимально полно, нельзя ничего упустить. Иначе страховая может отказать в выплате.
  • Скрытые повреждения. При ударе можно сразу не заметить серьёзных внутренних повреждений автомобиля, и суммы выплаты в 100 000 рублей (если есть разногласия) не хватит на ремонт. Тогда придётся добавлять из своего кармана или судиться с виновником.

Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.