Что такое MVNO. Объясняем простыми словами
MVNO (англ. mobile virtual network operator — виртуальный оператор мобильной сети) — компания, которая оказывает услуги сотовой связи под своим брендом, но не имеет собственной инфраструктуры и арендует её у другого оператора.
Проще говоря, виртуальный оператор выпускает и продаёт брендированные сим-карты с собственными тарифами и услугами, а всю техническую базу (трафик, сеть и коммутаторы, а иногда и биллинг) ему предоставляет другая компания — так называемый хост-оператор.
В России арендовать сеть можно у «большой четвёрки» операторов: Билайн, МТС, Мегафон, Tele2. Tele2 даже запустил «фабрику» MVNO со специальной IT-инфраструктурой для большого количества виртуальных мобильных операторов — MVNE (Mobile virtual network enabler) — платформа.
Для хост-оператора такое сотрудничество даёт оптовые продажи трафика и монетизацию сети с экономией на привлечении новых розничных клиентов, ведь по сути пользователи MVNO становятся и клиентами хост-оператора.
Виртуальный оператор, в свою очередь, не несёт капитальные затраты на построение и эксплуатацию сотовой сети, программное обеспечение, расходы на обслуживание инфраструктуры и т. п. За счёт этого он может предлагать более низкие и гибкие тарифы.
Пример употребления на «Секрете»
_ «Мы вообще не говорим клиенту, что мы MVNO, потому что ему всё равно, у кого какое оборудование и кто что арендует»._
(Бывший CEO Yota Анатолий Сморгонский — в интервью.)
Нюансы
Виртуальный оператор может использовать инфраструктуру как какого-то одного хост-оператора, так и нескольких. Именно так работают туристические сим-карты. В России по такой схеме действует оператор Next Mobile — он сотрудничает со всей «большой четвёркой», телефоны абонентов автоматически переключаются на самый сильный сигнал из доступных.
Цифры и факты
По данным «ТМТ Консалтинг», доля виртуальных операторов на рынке мобильной связи в России приближается к 5%. По итогам 2020 года общее число MVNO-абонентов достигло 12 млн, годовой рост составил 15%.
Больше половины «виртуального» рынка сотовой связи приходится на брэнд Yota — дочернюю компанию «Мегафона» и «Скартел». Всего на 2021 год в России работает более 20 MVNO.
Свои виртуальные операторы есть у крупных банков, например «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл», «ВТБ Мобайл», «ГПБ Мобайл» (Газпромбанк). Есть виртуальные операторы у РЖД («Транстелеком»), футбольного клуба «Спартак» («Спартак Мобайл») и даже у бойца по смешанным единоборствам Хабиба Нурмагомедова (Eagle Mobile) и бизнес-блогера Азама Ходжаева (Migo Mobile).
Есть и неудачные проекты. Например, прекратили работу операторы ретейлеров X5 Retail Group («Аллё»”) и «Связной» («Связной Мобайл»), а также соцсети «ВКонтакте» (VK Mobile).
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова