Что такое гудвилл. Объясняем простыми словами
Гудвилл (goodwill) — нематериальный актив компании, отражающий её деловую репутацию на рынке.
Допустим, вы хотите купить компанию, которая сделала себе имя на модной домашней одежде. Стоимость материальных активов компании — 10 млн рублей, но вы заплатите 13, потому что, помимо них, вам достанутся: известный бренд, деловая репутация, налаженные связи с партнёрами, база клиентов, тщательно отобранный и выученный персонал. Эта нематериальная часть, которая повышает стоимость компании, и есть гудвилл.
Пример употребления на «Секрете»
«Существенная часть сделки, половина или треть, могла быть оформлена не в виде денег, а в виде goodwill, учитывая, что "1С" может делиться с amoCRM своей клиентской базой».
(Венчурный инвестор Аркадий Морейнис — о сделке «1С» и amoCRM.)
Нюансы
Гудвилл отличается тем, что он неотчуждаем от компании: его можно продать только вместе с ней. Он растёт по мере роста компании и уменьшается в случае неудач. При этом он приносит компании реальную прибыль и влияет на стоимость её акций.
Гудвилл приблизительно считается по формуле:
гудвилл = цена покупки компании — балансовая стоимость активов — обязательства.
Результат также может получиться и отрицательным: в случае, когда компания продаётся по цене ниже её материальных активов, мы с большой долей вероятности имеем дело с бэдвиллом (badwill) — плохой деловой репутацией.
Факт
У некоторых крупных компаний стоимость goodwill сопоставима со стоимостью материальных активов: например, у Apple это $230 млрд (по состоянию на лето 2021 года), отмечает инвестбанкир Евгений Коган.
Статью проверил:
Владимир Дмитрук, аналитик УК «Первая»