Что такое BTL. Объясняем простыми словами
BTL (от англ. below the line — «под чертой») — это реклама без использования медийных каналов, направленная на прямой контакт с клиентом.
К BTL-рекламе относят раздачу листовок, проведение дегустаций, розыгрыши призов, создание бренд-зон на выставках, проведение мастер-классов, вебинаров, тест-драйвов, акций «подарок за покупку» с выдачей подарка в торговой точке и т. д. В общем, любые прямые коммуникации между представителями бренда и потребителем.
BTL противопоставляется ATL-рекламе. ATL (above the line буквально переводится как «над чертой»). Этот вид коммуникации рассчитан на широкую аудиторию. Для такой рекламы используется телевидение, радио, билборды, газеты, афиши и другие средства, которые доступны максимальному количеству людей. Главное — получить наибольший охват.
Ещё есть TTL (с английского through the line означает «сквозь черту»). Это объединение ATL- и BTL-коммуникаций.
Пример употребления на «Секрете»
«Рост известности пива, которое больше не рекламируется по телевидению, — прямой результат рекламной поддержки бренда новыми хозяевами, которые инвестируют в BTL-продвижение и прессу».
(Из материала о том, как Олег Тиньков стал банкиром).
Факт
Термин BTL имеет интересную историю происхождения. Сотрудники компании Procter&Gamble составляли прогноз рекламного бюджета и списком указывали основные статьи расходов. После выяснилось, что сотрудники забыли включить затраты на бесплатную раздачу товаров, листовок, организацию выставок и мероприятий. Так как сумма уже была посчитана и линия подведена, то дополнительные расходы записали ниже, «под линией», отсюда и BTL (Below the Line), рассказал основатель и гендиректор коммуникационного агентства Rerise, преподаватель университета «Синергия» Вахтанг Гиваргиз.
Мнение
«Классический BTL – скорее мёртв, чем жив, однако в индустрии продолжают его использовать, чтобы обозначить комплекс работ по взаимодействию с потребителем, только работы эти сегодня отвечают актуальным трендам, — отмечает директор по работе с клиентами агентства маркетинговых коммуникаций Intensive Ольга Фёдорова. — По-прежнему к BTL относят рекламные акции, на которых задействован промоперсонал: дегустации, сэмплинги, консультации в торговом зале, спреинги (демонстрация ароматов духов). С точки зрения тенденций за последние 5 лет можно наблюдать уменьшение таких проектов в рекламной отрасли, а с приходом пандемии они вообще стали единичными».
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова