$ 67.0575.03$48.35
02 октября 2015 года в 09:00

Влада Фомина. Важен ли сотрудникам классный офис

Печенье и шезлонги вместо интересной работы

Влада Фомина. Важен ли сотрудникам классный офис

Сейчас во многих офисах можно встретить шезлонги, настольный хоккей или, скажем, бар на крыше. Улучшают ли инвестиции в интерьеры и развлечения бизнес-процессы? На мой взгляд, далеко не всегда.

Тон задаёт Google. В офисах компании по всему миру есть грядки с органическими овощами, бассейны и бесплатные прачечные. За Google потянулись и другие IT-компании: например, в штаб-квартире Facebook можно сыграть в Guitar Hero или поджарить барбекю на свежем воздухе. Не отстают и отечественные компании: в офисе «ВКонтакте» в питерском доме «Зингера» есть штатный флорист и смотровая площадка.

По опыту нашей работы и отзывам архитектурных и дизайнерских бюро, более консервативные компании всё чаще подхватывают этот тренд. Это просто объяснить: скажем, финансовой отрасли тоже нужны айтишники. Если работодатель в сфере IT предлагает «клёвый» офис, а банк — нет, при прочих равных кандидат пойдёт в IT-компанию.

Значительную часть рабочей силы сейчас составляют миллениалы, которым важен фан. Розовая мебель, качели или коты в офисе служат для многих из них своего рода индикатором того, что компания идёт в ногу со временем и в ней будет комфортно. Надо сказать, что на территории бывшего СССР наблюдается «демографическая яма» — в конце 1980-х и начале 1990-х в силу экономических потрясений рождалось меньше детей, чем в предыдущих поколениях.

Однако соискатели постарше относятся к быту иначе. Конечно, нельзя сказать, что им совершенно всё равно, где работать. Но они гораздо больше замечают рабочую среду, когда с ней что-то не в порядке. Я знаю десятки примеров, когда кандидаты не принимали оффер или сбегали с испытательного срока из-за плохих бытовых условий. Первые места в их «хит-параде» традиционно занимают отсутствие окна, рабочее место в проходе, а также необходимость далеко ходить в общий туалет бизнес-центра.

Кроме того, многим соискателям не по душе некоторые модные дизайнерские веяния, любимые работодателями. Например, опенспейс. Да, с одной стороны, он обеспечивает большую открытость: когда к руководителю не нужно идти в отдельный кабинет, он воспринимается совсем иначе. С другой стороны, «ненавязчивый» контроль и отсутствие личного пространства отталкивают и тех потенциальных сотрудников, которые совсем не собираются в рабочее время раскладывать пасьянс и кататься на стульях.

Как пишет английский дизайнер Эммануэль Цеклевес, опенспейс совсем не так эффективен с точки зрения влияния на работоспособность, как принято считать. Вместо этого надо создавать небольшие зоны, способствующие случайным встречам, где сотрудники могут обсудить рабочие вопросы в новой для них среде. А столь модный белый цвет, согласно многочисленным исследованиям, ассоциируется у многих людей со стерильностью и негативно влияет на эмоциональное состояние и творческие порывы.

Большинство людей, у которых уже есть семья и дети, не заманишь на работу дизайнерской мебелью или аэрохоккеем. Наше недавнее совместное исследование с коммуникационным агентством Comunica, например, выявило, что больше всего привлекает в работодателях специалистов сферы диджитал и e-commerce. Классный офис в этом списке отсутствует, зато первые места занимают интересные задачи, материальное поощрение в зависимости от результатов проектов и гибкий рабочий график. Людям нужна интересная и перспективная работа, а не красивый офис.

Необычная рабочая среда — это ведь не только дизайнерская мебель и развлечения. Если в вашей компании есть управленческие проблемы, вам вряд ли удастся нивелировать их, развесив повсюду гамаки или заведя рыбок. Лично я советую потратить время и узнать, что на самом деле важно сотрудникам. Возможно, это что-то неочевидное вам, например возможность работать удалённо или готовить еду.

Уютный и необычный офис — это прекрасно, но, если вы хотите догнать и перегнать Google, начинать надо не с него. Ведь Google обрёл популярность совсем не из-за бесплатных прачечных.

Обсудить ()