$ 65.2174.12$50.55
13 августа 2015 года в 09:00

Михаил Марченко. Как найти идею для собственного бизнеса

Стереотипы, которые вас тормозят

Михаил Марченко. Как найти идею для собственного бизнеса

За несколько лет инвестиционной и предпринимательской практики я убедился в том, что в сознании многих основателей бизнеса живут определённые стереотипы, которые мешают им быть настолько успешными, насколько они могли бы в силу своего таланта и упорства. Создавая свой бизнес в сфере рекламы, мы столкнулись практически с каждым из них.

Предпринимательство — это инновации

Первый стереотип приравнивает предпринимательство к обязательным инновациям, а инновации — к созданию чего-то принципиально нового: продукта, сервиса, технологии, бизнес-модели. Да, это реально отличная стратегия — сделать что-то такое, чего до вас ещё не делал никто, стать первым и за счёт этого практически недосягаемым. Поначалу нам хотелось пойти именно таким путём, ну, например, разработать технологии, которые позволят проводить аукцион рекламодателей за рекламные места в эфире в реальном времени — по сути, RTB в телевидении...

Но «первопроходство» — не самоцель. Быть первым почётно, но очень тяжело: никогда на 100% нельзя быть уверенным в том, что такой подход принесёт свои плоды и найдёт благодарный отклик в сердцах тех, для кого вы стараетесь. История знает немало примеров, как суперидеи проваливались только потому, что их изобретатели опередили своё время, недооценив степень готовности аудитории к своим инновациям. Мало кто знает, что первое интернет-телевидение появилось в 1995 году, стартап, который его разработал, назывался WebTV. Он потерпел неудачу из-за недостатка людей, которых интересовала идея применения интернет-ТВ. А позже его идея были воплощена ведущими производителями, такими как Panasonic, Samsung и др.

Бывает и наоборот — инновация на старте «выстреливает», а впоследствии теряет свою популярность. Так, например, на медийном рынке в начале 2000-х годов появилась электронная система дистрибуции прессы, которая основывалась на эффективном механизме сжатия графической информации и обеспечивала доставку газет и журналов в любом удобном для читателя виде — печатном или онлайн. На тот момент это было очень актуально, а сейчас уже не имеет смысла. В общем, при ближайшем рассмотрении путь пионеров оказался нам не близким.

Нужно следовать трендам

Большинство начинающих предпринимателей устремляют свои взоры туда, где дорожка уже протоптана. Инвесторы вкладывают в онлайн-туризм? В сервисы микрокредитования? В новые технологии в рекламе? Почему бы не сделать ещё один новый проект, который будет несколько отличаться от уже существующих? Рынок растёт, и места хватит всем.

Этот путь тоже тернист и непредсказуем. Обычно такие рынки быстро становятся высококонкурентными, а значит, порог входа на них — слишком высоким. Чтобы его преодолеть, нужно затратить немало ресурсов — как человеческих, так и финансовых. У молодых бизнесов последние есть не всегда. Мы — не исключение.

На рынке рекламы всё казалось однозначным: офлайн умер, да здравствует онлайн! На сегмент телевизионной рекламы, не говоря уже о наружной, никто уже почти не обращал внимания. Все новые продукты и технологии разрабатывались исключительно в онлайне. И выбор был вроде очевиден: если создавать новый бизнес в рекламе, то только в онлайне. Но новые бизнесы в онлайн-рекламе уже в тот момент создавались и запускались по несколько штук в месяц, а то и в неделю! Конкуренция увеличивалась буквально с каждым днём. И мы задумались: стоит ли пытаться впрыгнуть в этот разгоняющийся поезд? Хватит ли на всех инвесторов? Может быть, посмотреть всё-таки в другую сторону — на офлайн? Ведь его основное достоинство — возможность живого контакта с реальными людьми — пока никто не отменял! И мы решили пойти на рынок наружной рекламы — в сегмент рекламы на частных автомобилях. Так появился StickerRide.

Если сегмент или бизнес-модель не пользуется спросом, её просто надо усовершенствовать

Мы далеко не первыми придумали размещать рекламу на частных автомобилях, но широкого распространения технология не получила. Вариант, который напрашивался, — заняться совершенствованием существующих форматов. Это традиционный вектор развития многих сегментов. Если продукт начинает «буксовать», его пытаются обновить, сделать более красивую обёртку, прикрутить пару лишних «гаек» и т. д. В наружной рекламе изобретаются 3D-витрины, цифровые постеры или технологии интерактивной проекции, которые позволяет потребителю не просто наблюдать за рекламным сюжетом, но и принимать в нём участие. В нашем случае тоже просились какие-нибудь объёмные голографические картинки или колл-центр для связи с водителями и отслеживания маршрутов автомобилей.

При таком подходе создаётся иллюзия развития и прогресса. Но внешний вид рекламного носителя — растяжка ли это над дорогой или электронный экран с 3D-изображением, — сути дела не меняет! И не лишает существующий продукт его основных недостатков: отсутствия прозрачности, прямой связи стоимости рекламы и реальной активности, возможности контроля со стороны рекламодателя, чёткого таргетирования и т. д. Другими словами, «новым» этот продукт является очень условно, и эта новизна уже не привлечёт к нему внимание ни принципиально нового количества пользователей, ни инвесторов.

Значит, идти нужно другим путём. Сохранять достоинства и преодолевать недостатки. Мы потратили почти все наши стартовые инвестиции, чтобы сделать мобильное приложение и веб-сервис, которые позволили максимально приблизить наш проект к онлайну со всеми его преимуществами. И при этом сохранить главный козырь офлайна — возможность работать напрямую с реальной аудиторией. Владелец машины скачивает приложение на мобильный телефон и включает его во время езды. Приложение фиксирует, сколько он наездил, когда и по каким маршрутам (центр днём, например, дороже окраин ночью). В итоге плату хозяин машины получает в зависимости от своей активности, а не от абстрактных сроков кампании или размера наклейки. А пока водители колесят по улицам, рекламодатель может зайти на специальный веб-сервис и найти в режиме реального времени все машины на карте онлайн, посмотреть пройденные маршруты, накопленную активность, посчитать километраж и получить полный фотоотчет. Платит он тоже как в онлайне — только за подтверждённую активность участников, которая зависит от географического положения, класса машины, текущего времени и дня недели.

Задумка сработала. Менее чем за год мы провели несколько рекламных кампаний для крупных брендов, вышли на самоокупаемость и планируем экспансию в другие города и страны.

Фотография на обложке: Jan Sochor/Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров