22 февраля 2017 года в 17:11
Партнерский материал

IP-телефония Zadarma: 10 лет на связи

История успеха

IP-телефония Zadarma: 10 лет на связи

12 декабря 2016 года одному из ведущих сервисов IP-телефонии в СНГ — проекту Zadarma исполнилось 10 лет. Путешественники, нуждающиеся в дешёвой связи за границей, либо бизнесмены, решающие вопросы оптимизации офисной телефонии, наверняка знакомы с этой компанией, но сложно представить, что сервис существует на рынке уже более 10 лет (например, Skype всего на четыре года старше). Мы решили поговорить с командой проекта о том, почему они так мало «светятся», хотя входят в топ-5 VoIP-провайдеров страны, почему программисты лучше продажников и как имя бренда влияет на клиентов. Интервью нам дал Игорь Димитров, директор по развитию Zadarma.com.

— Давайте с самого начала, про название. Так понимаем, что появилось оно как раз 10 лет назад? Кто придумал имя бренду и не было ли желание сменить его, очень уж оно рождает много ненужных ассоциаций.

— Название на самом деле возникло еще в 2004, с намеком на услуги бесплатного dial-up интернета в Болгарии. Конечно, никто не мог представить, что все разрастется до таких масштабов.

Мы до сих пор слышим нарекания в сторону бренда, но крайне редко и лишь со стороны пользователей, которые впервые о нас слышат (удивительно, но такие тоже есть). Для всех наших пользователей Zadarma — это действительно бренд, который не имеет никаких этимологических корней. Тем более, если уж говорить про этимологию, к сожалению поколение новое даже не знает, что в славянских языках есть такое слово, потому что просто воспринимают Zadarma как имя бренда с тремя “a”, кстати очень благозвучное.

На различных конференциях даже не раз задавали вопрос, мол так зовут основателя бренда? Что касается наших западных пользователей из США, Англии, Испании, Австралии, Индии - они уж точно воспринимают название бренда Zadarma.com благозвучным и запоминающимся. Причем ударение ставят на вторую “a”. Мы кстати с этим ударением никак не боремся, нам даже так нравится!

— Если уж про болгарский dial-up заговорили, как все начиналось и продолжалось

— Собственно, как про нас не пишет Википедия (не хочет) — история бренда зародилась 12 декабря 2006 года. В эпоху становления интернета в Восточной Европе, компания начала оказывать услуги dial-up интернета в Болгарии. Одновременно с болгарским рынком компания увидела огромные перспективы на рынке украинского интернета и сразу работала по двум географиям. Не сказать, что дело творилось на коленке - сразу был штат компетентных сотрудников, качественное железо и сервера, но офис у компании появился лишь спустя пару месяцев после старта - в начале 2007. К концу же года Zadarma стал крупнейшим провайдером dial-up интернета в Украине. Компания выросла из рынка и здесь был выбран масштабный курс на расширение, как техническое, так и географическое. Уже через два года вышли на рынок Европы и СНГ (в том числе открывали офис в Москве) и сменили приоритет на услугах sip-телефонии.

— То есть, просто вот так ответственно начали работать и спустя десять лет занимаете прочную позицию на рынке?

— Историй, конечно, было очень и очень много, но за десять лет грех их было не накопить. А про что и хочется говорить, так это про автоматизацию процессов. До сих пор уверены, что только благодаря ей мы поднялись на ноги и сегодня так успешно существуем. В 2006 крохотный штат благодаря правильно настроенной автоматизации обслуживал много узлов и клиентов. Ровно то же самое происходит и сейчас, только количество клиентов увеличилось в десятки тысяч раз, а количество сотрудников не более, чем в 10 раз. Сервис заточен на технические решения для бизнеса и частных клиентов, причем никто никому не навязывает услуги телефонии, принцип компании, возведенный в культ — «Один программист лучше десяти продажников». Работая в первую очередь над функционалом, мы успеваем за столь стремительным рынком (но без намека на роль догоняющих), причем предлагаем все возможности телефонии, а не акцентируем внимание на одной услуге.

— А конкуренты что?

— А что конкуренты,? Заджайте в поиске “операторы SIP-телефонии”. Компаний, конечно, много, но основа рынка как всегда 4-5 компаний. Мы среди них. Но наша особенность опять же в количестве штата и географии. Многие конкуренты работают только в России, кто-то выходит частично в СНГ, но главное это штат. Весь топ-5 отрасли — это масштабные компании с огромными офисами, отсюда и ценообразование. А у нас же автоматизация! И самые приятные цены на рынке. Многие услуги вообще бесплатные.

— То есть, задарма?

— Буквально так. Это в том числе ценовая политика — клиент должен платить только за связь, в то время как многие пытаются брать деньги за каждую мелкую услугу. И возвращаясь к теме про большой штат и автоматизацию, спустя 10 лет команда достигла одной сотни сотрудников. И да - эта сотня раскидана по миру, посчитали недавно - 19 стран мира. Кстати в этом году мы открыли представительства в Польше и Испании. Дела идут, про какое-то значимое место на европейском рынке говорить рано, хотя динамика есть, люди нас узнают, регистрируются. В среднем, например 40 регистраций в день из Польши и Испании, американский рынок тоже потихоньку нас узнает, но там большая конкуренция.

— А если возвращаться к российскому рынку, недавнее исследование сегмента облачных АТС показало, что вы занимаете 2,5% рынка в России. Это правда? Не мало ли?

— Да, нас очень позабавили эти цифры. Как люди считали? Непонятно, зачем просто выдумывать цифры, ну не включили бы нас в рейтинг, мы бы не обиделись. Просто есть банально всякие анализаторы сервисов, можно было и на них заглянуть. У нас в месяц регистрируется 15 000 пользователей, о каких 2,5 % рынка вообще может идти речь.

Да, конечно, многие используют сервис как альтернативу скайпу, но тенденция подключения виртуальных АТС заметна, рынок растет. И с точки зрения молодого бизнеса - у нас самое выгодное предложение — бесплатная АТС с низкими тарифами на связь, плюс бесплатные виджеты обратного звонка, бесплатная запись разговоров. И, конечно, самый большой выбор номеров (кстати мы так думаем, вообще самая большая номерная емкость в мире, представленная в рамках одного сервиса). То есть, за 1000 рублей в месяц молодой бизнес получает офисную телефонию, пусть даже офиса как такового и нет.

С другой стороны и хорошо, что конкуренты воспринимают нас так — мол, какая-то там Zadarma. Хотя про нас все знают, тем более телеком-сегмент очень же маленький и мы здесь всех знаем. В кулуарах знаю положительно оценивают нашу работу. Ну и рынок-то точно понимает скорость и потенциал нашего развития и по крайней мере представляют, что в ближайшие года три мы только укрепим свои позиции.

— А какие мысли вообще про эти ближайшие три года?

— Обычные мысли, как и у любой компании — развитие и еще раз развитие. Мы очень завязаны на технической части, на новом функционале — клиенты всегда нуждаются в чем-то новом и это “новое” и является конкурентным преимуществом. Вот буквально недавно мы подружились с пятью крупнейшими CRM-системами — выпустили официальную интеграцию. Считаем, этот шаг главным с точки зрения технической в прошлом году. Буквально завтра отправляемся в Барселону представлять стенд Zadarma на крупнейшей мировой выставке мобильных достижений Mobile World Congress 2017. Обещать же ничего не хотим, “туду лист” исписан вдоль и поперек, будет пытаться опередить рынок и в первую очередь конкурентов. Что точно можем сказать — про внешние обновления, личный кабинет давно не менялся и новым пользователям не всегда просто ориентироваться, уже продолжительное время работаем над юзабилити и в 2017 что-то, да изменится, как на главном сайте, так и в личном кабинете. Так что простите за банальность, планы одни — работать и развиваться.

Фотография на обложке: Magnetic Mcc / Shutterstock

Новости партнеров