$ 59.6763.73$55.49
29 декабря 2016 года в 16:05

Как изменятся законы для предпринимателей в 2017 году

Новые правила игры

Как изменятся законы для предпринимателей в 2017 году

1 января 2017 года вступают в силу изменения в законодательстве, которые существенно изменят правила ведения бизнеса. Вас ждут новые условия одобрения сделок и регистрации недвижимости, новые правила выплаты страховых взносов, замена официальных бумажных свидетельств на выписки, онлайн-кассы и многое другое.

Общее

Изменения корпоративного законодательства

Новое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью демонстрирует возросшее доверие государства к директорам обществ и усталость от предварительных процедур согласования, а также связанных с их несоблюдением рисков оспаривания важных сделок.

— Отменено обязательное предварительное согласие на сделки с заинтересованностью.

— Сужен круг лиц, способных оспорить сделку: акционеры и участники с числом голосов меньше 1% лишены права «поставить вопрос ребром».

— Введены понятия контролирующего и подконтрольного лица (вместо аффилированного), повышен порог для признания контролирующим лицом с 20% до 50% участия в подконтрольном обществе или его органе управления.

— Расширен перечень случаев, на которые не распространяются нормы о заинтересованности. Например, покупка офисных принадлежностей у родственников на сумму меньше 0,1% балансовой стоимости активов общества — не сделка с заинтересованностью.

— Изменён подход к определению крупной сделки: главный критерий теперь не сумма сделки, а выход её за рамки обычной деятельности.

— Возросло значение рыночной цены актива — специально для ситуаций, когда не ценный по балансу, но ценный в реальности актив выводится по «некрупной» сделке.

— Совет директоров может давать заключение о крупной сделке вместо решения об одобрении.

В результате компании смогут тратить меньше времени и денег на выполнение корпоративных процедур и без проволочек вести ту самую «нормальную хозяйственную деятельность», о которой так много говорят законы о хозяйственных обществах.

Вредные миноритарии, у которых даже нет 1%, не смогут начать процедуру оспаривания, которая часто используется как инструмент корпоративной борьбы.

Так как в плане крупных сделок во главу угла ставится понятие «обычная хозяйственная деятельность», первым делом теперь смотрим на суть сделки, а не на её размер. Обычная сделка, которую можно не согласовывать, — это сделка, которая принята в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению её вида либо существенному изменению её масштабов.

Если всё же нужно согласие на крупную сделку, оно может быть «рамочным», с альтернативными условиями, что даёт больше простора для исполнительных органов компании в реализации согласия.

Даже если договор крупный, но выгодный и упустить его не хочется, теперь можно заключить сделку под отлагательным условием, то есть под условием её последующего одобрения акционерами.

Так как при описании заинтересованности перечислен исчерпывающий список физлиц (супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сёстры, усыновители и усыновлённые) и убрано дополнение «аффилированные лица», теперь сделка с родственниками, которые не названы в этом перечне, — это не сделка с заинтересованностью и её можно заключать без опасений.

Отмена свидетельств о регистрации ИП и юридических лиц

Налоговая инспекция будет выдавать не свидетельства о регистрации, а листы записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Существенно ничего не изменится: процедура регистрации остаётся прежней, но вместо привычных бланков новые ИП и юрлица получат выписки из реестров по установленным приказом ФНС формам.

Как написано в самом приказе, изменение нужно для улучшения электронного взаимодействия «заинтересованных лиц с налоговыми органами в сфере государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей <...> и учёта налогоплательщиков». Это в духе последних законотворческих инициатив: упразднить все официальные бумажные свидетельства на бланках строгой отчётности и выдавать людям только справки-выписки из публичных реестров (что с июля 2016 года уже произошло в сфере государственной регистрации прав на недвижимость).

Появится единый реестр недвижимости

Новый закон вводит единый реестр недвижимости (ЕГРН) и сокращает сроки регистрации и кадастрового учёта, которые в ряде случаев могут быть проведены одновременно.

Теперь машино-места — это официально признанные объекты недвижимости, поэтому можно их регистрировать и продавать в таком качестве, а не как долю в праве на здание. Приготовьте деньги — ставки платы за запрос сведений из ЕГРН повышаются. За отдельную плату документы о регистрации доставят в офис.

При регистрации не требуется представлять учредительные документы юрлица — их Росреестр запросит сам по межведомственным каналам.

Торговля

Изменения для торговых сетей

— Уменьшен размер ретробонусов, выплачиваемых поставщиками: теперь за продвижение товара ритейлеры получат 5% от его стоимости (вместо 10%).

— Изменены сроки расчётов за поставку продуктов — от 8 до 40 календарных дней в зависимости от срока годности товара.

С 1 января 2017 года договоры поставки, противоречащие новым положениям закона о торговле, утрачивают силу.

Онлайн-кассы

До 1 июля 2017 года все торговые предприятия с ККТ должны перейти на онлайн-кассы. Для этого нужно купить новое оборудование, заключить договор с оператором фискальных данных, провести нормальный интернет во всех пунктах продаж и обучить персонал. С 1 февраля 2017 года можно будет зарегистрировать только новые кассы с фискальным накопителем. За нарушения грозят штрафными санкциями.

Положительным для бизнеса это новшество не назовёшь. С 1 января 2018 года перейти на онлайн-кассы должны будут даже ИП на патенте и «вменёнщики», которые ККТ могли не иметь вовсе. Единственное, ИП сможет зарегистрировать онлайн-кассу прямо на сайте ФНС. Уже сейчас нужно проверить договор с оператором электронного документооборота и срок действия электронной подписи.

Изменение налогового законодательства

Самое важное: теперь все социальные взносы, кроме травматизма, обслуживает ФНС. Раньше все эти взносы собирали ФСС и ПФР и они же контролировали страхователей.

ФНС займётся проверками страхователей и распределением полученных средств. Теперь это будет единый социальный страховой сбор (ЕССС) и в итоге — одна платёжка, один КБК. Старые формы в ПФР и ФСС отменяются. ФНС утвердила новые отчёты и сроки уплаты. Уже сейчас проведите сверку с ФСС по уплаченным страховым взносам.

Это хорошо потому, что удобно будет платить в одно место и по одной платёжке. Фонды не справляются с администрированием взносов, а участие налоговых органов повысит, как ожидается, собираемость соцвзносов.

Взносы на травматизм

Без специального подтверждения видов деятельности ФСС рассчитает тариф взносов на травматизм по самому рискованному виду деятельности, который указан в ЕГРЮЛ. Причём не важно, ведёте ли вы её в реальности или она только на бумаге. Проверьте, есть ли ненужные виды в ЕГРЮЛ, и подайте заявление о подтверждении основного вида деятельности уже сейчас.

С 1 января 2017 года начинает действовать обновлённая редакция правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, имеющая отношение к компаниям с несколькими видами деятельности. Устраняется неоднозначная формулировка о том, что тариф для компаний, не подтвердивших вовремя основной вид деятельности, устанавливается исходя из самого опасного вида деятельности из осуществляемых этим страхователем.

Теперь не важно, осуществляет ли работодатель фактически тот вид деятельности, по которой рассчитан тариф, или нет — для ФСС будут иметь значение только коды ОКВЭД, указанные в ЕГРЮЛ. Из них ФСС выберет деятельность с наиболее высоким классом профессионального риска. Чтобы этого избежать, надо вовремя подтвердить реальную основную деятельность.

Пояснения по НДС только в электронном виде

С 1 января 2017 года все пояснения к декларации по НДС, которые требует налоговая, нужно подавать только в электронном виде. Прямо указывается, что в бумажном виде пояснения от налогоплательщиков, которые отправляют декларацию в электронном виде, не будут считаться представленными и, соответственно, её могут привлечь к ответственности.

Лимиты для ИП по упрощённой системе налогообложения

Перейти на «упрощёнку» предпринимателям станет легче: с 1 января 2017 года лимит для перехода на УСН повышается до 112,5 млн рублей.

УСН скоро смогут пользоваться ИП, годовой доход которых или остаточная стоимость основных средств не превысят 150 млн. Причём пока индексации этих предельных величин не планируется. Теперь льготную «упрощёнку» могут применять и более успешные компании.

ЕНВД остаётся с нами

Любимая система налогообложения для 14 направлений бизнеса продлена до 1 января 2021 года.

Среди изменений по «вменёнке» также появляется и возможность ИП уменьшить ЕНВД на личные страховые взносы. Раньше, если предприниматель имел наёмных работников, он мог снизить размер налога только на сумму страховых взносов в пользу работников (не более чем на 50%), но не на сумму взносов, уплаченных за себя.

Штрафы за непредставление пояснений

Уточняется, что непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган по его запросу пояснений карается штрафом 5000 рублей за первый случай и 20 000 рублей за повторное в течение года нарушение.

Раньше эти штрафы тоже существовали, но касались в целом непредставления сведений, а не пояснений по декларациям. С 1 января 2017 года за отказ в даче пояснений оштрафуют так же, как за непредставление сведений.

Кадровая работа

— Микрокомпании со штатом менее 15 человек освобождаются от необходимости утверждать локальные трудовые акты. Это положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, график сменности и т. д. Нужно только разработать трудовой договор, в котором присутствуют все необходимые положения заменяемых локальных актов.

— Работники и соискатели смогут проходить специальный экзамен и получить независимую оценку своей квалификации. Работник или соискатель, претендующий на осуществление определённых видов деятельности, сможет получить свидетельство о квалификации, которое подтвердит его соответствие обязательным профстандартам и другим официальным требованиям к квалификации, если по данной должности они установлены. Сведения о выданном свидетельстве заносятся в специальный реестр.

Компания вправе самостоятельно решить, отправлять ли сотрудника на НОК, но в любом случае направить можно только с его письменного согласия. Для компании это расходы, если инициатором выступает она. Но расходы можно списать при расчёте налога на прибыль и при УСН. Компания получит официальное подтверждение квалификации сотрудника либо, если экзамен он не выдержит, сможет, опираясь на полученное в аттестационном центре заключение, доучить сотрудника. Работник же получит универсальный документ, который будет признан всеми работодателями.

Если оценку оплатит работодатель, расходы на оценку квалификации сотрудников можно будет списать. Расходы на прохождение независимой оценки квалификации своих работников работодатель сможет учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов. Это касается и тех, кто работает на УСН: при расчёте единого налога расходы на проведение оценки можно вычесть из дохода.

Иное

Расширение электронного документооборота

Скоро всё в бизнесе будет электронным: онлайн-кассы, больничные, отчёты.

С 1 января во все суды, у которых будет такая техническая возможность, можно будет представлять документы в электронном виде. Активно пользуясь усиленной квалифицированной электронной подписью, любые документы можно смело направлять в арбитражный суд в электронной форме, в том числе заявление об обеспечении иска (которое логически и хронологически часто сопутствуют иску).

Фотография на обложке: Stevecoleimages / Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров