13 декабря 2016 года в 18:42

Стартапы-призраки: Шесть афёр на площадках для краудфандинга

Кружки, дроны и другие фантомные проекты

Стартапы-призраки: Шесть афёр на площадках для краудфандинга

Только 44% проектов, разместивших свои презентации на самой большой краудфандинговой площадке Kickstarter, собирают достаточно денег, чтобы начать производство. Из 60 000 неуспешных проектов две трети не могут собрать даже 20% от заявленной суммы. Тем не менее, на краудфандинговых площадках регулярно появляются изобретения и проекты, собирающие миллионы долларов. Согласившись поддержать проект на краудфандинговой площадке, пользователь обычно платит за кота в мешке: многие изобретатели, объявившие сбор средств, так и не доходят даже до этапа разработки прототипа, другие даже не планируют ничего разрабатывать. Вернуть деньги удаётся далеко не всегда: ничто не мешает основателям объявить себя банкротами или просто исчезнуть.

«Секрет» вспоминает шесть самых громких краудфандинговых кампаний последних лет, в ходе которых разработчики не смогли довести проект до ума или исчезли вместе с миллионами долларов.

Vessyl — умная кружка, которая знает, что вы пьёте

$1 млн на предпродажах и $3,5 млн от венчурных инвесторов

© Vessyl

Основатели стартапа из Сан-Франциско обещали, что их умная кружка Vessyl не только сможет определить, что в неё наливают, но и подсчитает количество калорий, сахара и кофеина в этих жидкостях. Позже обещания изменились: в новой версии чашка могла лишь отслеживать, сколько воды вы пьёте.

В июне 2014 года авторы проекта собрали $1 млн на предзаказах и пообещали начать доставку кружек в начале 2015 года. На нескольких ресурсах пользователи пожаловались, что много месяцев подряд не могут получить от компании ни свой заказ, ни оформить возврат денег. Аккаунты пользователей на сайте Vessyl заморожены. Те, кто всё-таки получил чашку, отмечают, что она не работает так, как положено, её невозможно зарядить и очень легко сломать.

Также сообщалось, что получить обратную связь от компании невозможно, а все отрицательные отзывы в социальных сетях или на страничке проекта тщательно удаляются.

BioRing — умное кольцо, которое умеет считать калории

$450 000 на Indiegogo

© BioRing

Умное кольцо BioRing должно было считать, сколько калорий сжёг его владелец и даже откуда эти калории поступили — из жиров, белков или углеводов. Утверждалось, что это возможно благодаря новой методике определения уровня глюкозы в клетках обладателя кольца, которую исследователи сахарного диабета безуспешно пытались разработать многие годы.

Краудфандинговая кампания стартовала в прошлом июне, проект заработал $450 000 на IndieGoGo, после чего был резко и загадочно закрыт самой краудфандинговой площадкой в конце октября. Основатели исчезли, оставив тысячи инвесторов в неведении.

На старте BioRing очень быстро собрал первые $50 000 за счёт мощной рекламы в соцсетях и на YouTube. Indiegogo, которая помогает молодым компаниям с маркетинговой поддержкой, представила BioRing канадской компании H&G, занимающейся продвижением молодых проектов в обмен на часть финансирования. Также проект получил маркетинговую поддержку от Command Partners и Funded Today.

BioRing регулярно оставлял сообщения для пользователей и предлагал им потратить деньги на обновления продукта, но не упоминал, как прогрессирует разработка кольца. После этого некоторые СМИ предположили, что продукт вообще никогда не существовал. Сейчас для всех, кто потерял свои деньги, так и не дождавшись чудо-кольца, открыта страничка поддержки на Indiegogo.

Zano — крошечный дрон

$3,4 млн на Kickstarter

© Alamy

В январе 2015 года группа компаний Torquing Group собрала $3,4 млн на производство мини-дрона, который мог бы снимать видео и фотографии, был бы достаточно маленьким, чтобы помещаться в ладони, и достаточно умным, чтобы летать самостоятельно. Предполагалось, что управлять дроном можно будет с помощью смартфона.

Кампания Zano пользовалась огромным успехом до тех пор, пока пользователи не обнаружили, что мини-дрон практически не умеет летать. Почти 600 дронов были отгружены покупателям, но ни один из них не работал так, как было обещано: Zano не только не мог следовать за покорителями вершин или хотя бы делать селфи, он вообще с трудом держался в воздухе.

Начать отгрузку обещали в июле 2015 года, но, когда журналист BBC посетил компанию в августе, дрон всё ещё не работал как полагается. Качество видеосъёмки было очень плохим, он не мог удерживаться в воздухе дольше нескольких минут и врезался в стены.

Генеральный директор и главный инженер компании подал в отставку в ноябре 2015 года, заявив, что сильно разочарован результатами проекта, поблагодарил всех за поддержку и объявил о грядущем банкротстве компании.

Пользователи разместили множество жалоб на краудфандинговой площадке, и Kickstarter даже нанял журналиста, чтобы расследовать, что пошло не так.

Skully AR-1 — велосипедный шлем с дополненной реальностью

$2,4 млн на Indiegogo

© Skully

Громкая кампания по разработке шлема для велосипеда с дополненной реальностью потрясла Indiegogo два года назад. Разработчики собрали почти $2,5 млн и позже получили ещё $11 млн от венчурных инвесторов.

Почти 2000 человек, поддержавших проект на краудфандинговой платформе, вряд ли смогут получить свои деньги назад из-за того, что компания объявила себя банкротом.

Братья Маркус и Митч Веллер принесли всем поддержавшим их клиентам извинения, в открытом письме сославшись на «непредвиденные проблемы и чрезвычайные обстоятельства». Позже появились слухи, что большую часть полученных денег авторы проекта потратили на личные нужды, то есть дорогие автомобили и путешествия, аренду лимузинов, вилл и стриптиз-клубов.

Бывший ассистент подала на компанию в суд, указав, что основатели потратили привлечённые деньги на оплату счетов в ресторанах, гаджеты, три дорогих автомобиля, четыре мотоцикла, поездку в Лас-Вегас стоимостью $13 000, перелёт первым классом на Гавайи и поездку в Китай стоимостью $80 000, которые якобы были перечислены на счёт анонимному соучредителю. Ассистент была обязана покрывать подделывание бухгалтерских отчётов, которые должны были убедить инвесторов в том, что деньги тратятся на бизнес.

Luci — устройство управления снами

$363 000 на Kickstarter

© Luci

Luci — проект, обещавший научить любого управлять сновидениями с помощью индуктора осознанных снов, — поначалу у многих вызывал энтузиазм. Поклонники считали, что продукт может стать ключом к подсознанию.

Через девять дней после запуска кампании на Kickstarter основатели оставили на главной странице проекта вдохновенное послание, поблагодарив всех инвесторов за то, что финансирование проекта превысило $100 000, и пообещав в один прекрасный день создать отличный продукт, но уточнив, что не хотят ставить конкретные цели.

Стартап продолжил собирать деньги и обещал выслать готовую модель, как только процесс производства будет завершён. Это так никогда и не случилось. Собрав больше $363 000, основатели внезапно закрыли проект, оставив сообщение, что они уже нашли инвестирование в другом месте, и предложили всем тем, кто поддержал проект, купить финальную версию устройства за $150 вместо намеченных $299. Позже эти деньги вернули всем 2500 участникам, поддержавшим кампанию. Продукт всё ещё обещают выпустить.

Cobe Red — вяленое мясо из органической говядины

$120 000 на Kickstarter

© Shutterstock

Magnus Fun Inc обещала накормить всех желающих вялеными мясными чипсами, сделанными из мяса японских коров, которых кормили 100-процентно органической едой и поили пивом. Первоначальная заявленная сумма не превышала $2500, но уже за месяц Magnus собрала более $120 000, то есть в 50 раз больше.

Однако за месяц до финиша проект был закрыт самой платформой Kickstarter. Краудфандинговую площадку насторожило, что в проекте не были указаны имена основателей, а видео включало в себя лишь слайд-шоу из обычных фотографий говядины, причём в нём создателей также не было. Команда проекта утверждала, что проводила дегустацию на фестивале SXSW в Техасе, но в подтверждение были выложены лишь четыре нечётких снимка, сделанных на iPhone.

Когда один из журналистов попытался связаться с основателями, они не дали согласия на интервью и предложили взамен прислать видео с другой дегустации в Калифорнии, но этого так никогда и не случилось. Позже страничка на Kickstarter, веб-сайт и вся контактная информация о проекте были удалены.

До сих пор наверняка не известно , была это афера или просто плохо продуманная кампания.

Фотография на обложке: Jason Way Photography / Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров