$ 64.1568.47$54.46
24 ноября 2016 года в 09:19

Как избежать проблем с аутсорсером

Просто соблюдайте пять правил

Как избежать проблем с аутсорсером

В российском законодательстве нет термина «аутсорсинг», но, согласно статье 421 Гражданского кодекса, юридические лица вправе заключать и не предусмотренные законом договоры. Реклама, бухгалтерский учёт, услуги юристов или переводчиков, охрана и уборка — это далеко не полный перечень задач, которые компании предпочитают отдавать на аутсорс. По своей правовой природе договоры аутсорсинга схожи с договорами оказания услуг. Но есть нюансы.

Не перепутайте аутсорсинг с аутстаффингом

Бывает, компании, которые хотят заключить договор аутсорсинга, прописывают в нём условия, характерные для аутстаффинга. А это разные вещи.

В первом случае вы заказываете выполнение конкретных функций, во втором — по сути, берёте чужих сотрудников в лизинг.

При этом с 1 января 2016 года аутстаффинг, подпадающий под определение заёмного труда (статья 56.1 Трудового кодекса), в России запрещён. Заключение такого договора чревато административной ответственностью за нарушение трудового законодательства.

Как избежать ошибки: В договоре следует чётко сформулировать его предмет — например, можно указать, что аутсорсинговая компания обязуется оказывать услуги по юридическому, финансово-бухгалтерскому сопровождению деятельности заказчика услуг. В этом случае у контролирующих органов не будет повода в чём-то вас подозревать.

Трудовой кодекс предусматривает ряд исключений. Аутстаффинг возможен для личного обслуживания и оказания помощи по ведению домашнего хозяйства (речь о найме сиделок, кухарок, водителей), замещения временно отсутствующего штатного сотрудника, за которым сохраняется место работы (например, в случае ухода собственного сотрудника в декретный отпуск), а также на временных (не более девяти месяцев) работах, связанных с расширением производства.

Согласно статье 341.2 Трудового кодекса в качестве внешних сотрудников ещё можно привлекать студентов-очников, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также лиц, освобождённых из исправительных учреждений.

При аутсорсинге договор регулирует порядок предоставления внешней компанией определённых услуг. Обычно в таких договорах не прописаны конкретные сотрудники, которым предстоит работать. Это второстепенный вопрос для аутсорсинга. При аутстаффинге, напротив, указание на конкретного работника является важным условием соглашения.

Чётко прописывайте предмет договора и объём оказываемых услуг

Если предмет договора и объём оказываемых услуг определены неполно или нечётко, заказчик рискует: договор может быть признан незаключённым или аутсорсер может не выполнить обязательств, которые кажутся сами собой разумеющимися. Например, если в договоре аутсорсинга на оказание юридических услуг будет указано, что заказчик вправе получать консультации подрядчика в сфере гражданского и трудового законодательства, то исполнитель не будет обязан консультировать в уголовной сфере.

Нечёткое определение предмета договора может привести к налоговым проблемам для заказчика. Одним из рисков, связанных с заключением договора аутсорсинга, является непризнание расходов на данные услуги в целях налогообложения прибыли. В соответствии со статьёй 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, понесённые налогоплательщиком.

Как избежать ошибки: Как можно шире и конкретнее обозначьте предмет договора аутсорсинга и точнее опишите оказываемые услуги как в договоре, так и в акте сдачи-приёмки оказанных услуг. Чем лучше вы это сделаете, тем больше шансов, что налоговая признает ваши расходы на аутсорсинг обоснованными.

Обеспечьте конфиденциальность передаваемой информации

Несмотря на то что информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется законом, следует детально оговорить условия о конфиденциальности в договоре. Ведь в случае утечки информации (в особенности финансовых показателей компании, информации о новом продукте или новой технологии) под удар попадает сам бизнес заказчика.

Как избежать ошибки: В договоре должен быть определён перечень информации, составляющей коммерческую тайну, порядок обращения с ней, контроль за соблюдением этого порядка, а также порядок учёта лиц, получивших к ней доступ. Там же нужно предусмотреть санкции (возмещение понесённых убытков, выплата неустойки) за случаи разглашения конфиденциальной информации. Ответственность за разглашение должна сохраняться после того, как услуги будут выполнены.

На практике оказалось эффективным включать в договор положение о неустойке как основном виде ответственности за нарушение конфиденциальности. Преимущество неустойки состоит в том, что её легко взыскать при наличии одного факта разглашения конфиденциальной информации. При этом не нужно обосновывать реальный размер причинённого ущерба (в отличие от убытков).

Прописывайте сроки сдачи работ и порядок отчётности аутсорсера

Аутсорсинг обычно длится долго, а передаваемая функция часто предполагает целый комплекс работ, нужных для достижения результата. Некоторые недобросовестные подрядчики всеми способами пытаются избежать отчётности по промежуточным этапам, затягивая или даже саботируя предоставление информации.

Как избежать ошибки: Бесконечные «сдадим завтра» можно минимизировать, включив в договор условия о сроках сдачи отдельных этапов работы, а также о порядке отчётности аутсорсера перед заказчиком. Кроме того, стороны договора должны периодически проводить взаимную сверку по оказанным услугам.

Если аутсорсер причинил вам ущерб, он должен его компенсировать

Кому бы заказчик ни передал свои функции, ответственность перед контрагентами и государством несёт он сам. Особенно это актуально при передаче на аутсорсинг бухгалтерских функций. Например, если компания несвоевременно подала налоговую декларацию или неправильно начислила сумму налога, ответственность будет нести сам налогоплательщик.

Как избежать ошибки: Пропишите в договоре условие о том, что все убытки по вине аутсорсера должны быть им же компенсированы. Логично в договоре прописать размер неустойки (её размер должен быть разумным, учитывающим возможные риски, связанные с деятельностью привлечённого персонала). Если размер реального ущерба превысит сумму неустойки, то заказчик сможет взыскать убытки в большем размере.

Фотография на обложке: Nguyen Huy Kham / Reuters

Обсудить ()

Читать по теме

Новости партнеров