$ 63.3067.21$54.33
27 октября 2016 года в 18:44

Два года слабого рубля и дешёвой нефти. Кто выиграл

Ломбарды, фастфуд и другие

Два года слабого рубля и дешёвой нефти. Кто выиграл

Осенью 2014 года цена нефти, превышавшая до этого $100 за баррель, начала стремительно падать. В конце декабря баррель стоил уже $56,5. Снижение цены на нефть привело к ослаблению курса рубля — курс доллара вырос с 37 рублей в сентябре 2014 года до 56 рублей в декабре. Санкции, введённые в отношении России из-за событий на Украине, усугубили ситуацию: россияне побежали в обменники и универмаги — пока одни скупали валюту, другие запасались ещё не подорожавшей бытовой техникой. Темпы роста экономики страны снизились на несколько процентов, инфляция стала двузначной, с её ростом упали реальные доходы населения, многим предпринимателям пришлось закрывать свои проекты. Но, как обычно, у кризиса нашлись и положительные стороны, например цены на квартиры в Москве впервые за много лет начали падать. «Секрет» рассказывает о тех компаниях и отраслях рынка, что от валютного кризиса только выиграли.

Производители российской косметики

© Руслан Кривобок / РИА Новости

Российские производители косметики по уходу, которые прочно обосновались в сегменте масс-маркет, такие как Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи», «Чистая линия», «Чёрный жемчуг», «Красная линия», Green Mama и «Мыловаров», если не вытеснили, то здорово потеснили Unilever и Henkel на прилавках российских ритейлеров: процент потребителей, предпочитающих косметику местного производства, составил в 2015 году больше пятой части от всех покупателей. По данным Synovate Comcon, до 2014 года только 15% покупателей предпочитали отечественные бренды. Произошло это из-за скачка курса доллара, и теперь средняя цена российских производителей — 130 рублей, а западных — 200 рублей. У многих транснациональных косметических компаний есть заводы в России, но, как правило, они делают на них лишь несколько наименований из ассортимента, поэтому многие бренды им приходится экспортировать из-за границы, что сказывается на цене.

Семья Андрей и Ирина Трубниковы — владельцы самого быстрорастущего игрока в сегменте российской недорогой косметики: совокупная выручка принадлежащих им юрлиц «Первое решение» и «Натура Сиберика» составила 9 млрд рублей за 2015 год, по данным «СПАРК-Интерфакса». Годовой прирост — 20%. По данным самой «Натуры Сиберики», Трубниковы контролируют почти 4% от всех продающихся в России шампуней и 9% от всех продающихся в России кондиционеров. Общий рынок российской косметики оценивается в $14 млрд (по данным Euromonitor International), и его объёмы в прошлом году выросли на 19% (по данным GFK). Больше половины рынка приходится на сегмент масс-маркет, так что российским производителям есть куда расти.

Ломбарды

© Антон Тушин / ТАСС

Сложности в получении потребительских кредитов и микрозаймов неминуемо привели к росту рынка ломбардов. В 2015 году этот сектор вырос на 40% по данным Центробанка. Для сравнения: рынок микрофинансовых организаций увеличился за тот же период всего на 11%, а рынок банковских кредитов так и вовсе сократился на 46%.

Объём рынка ломбардов — 29,4 млрд рублей. Один из самых заметных игроков, сеть «Ваш ломбард» Михаила Ускова, увеличил выручку в 2015 году на 46%, до 115 млн рублей, по данным «СПАРК-Интерфакса». Большая часть одного из самых быстрорастущих в кризис рынков принадлежит маленьким игрокам, их насчитывается более 4000, и в ближайшем будущем их судьба может измениться. Центробанк начал контролировать этот сектор в 2014 году, когда вышел новый закон о ломбардах. Тогда же ломбарды должны были сдать первую отчётность. Сделать это смогли лишь 30% участников рынка. По закону штраф за неправильную отчётность составляет от 500 000 рублей (сумма, сопоставимая с годовым оборотом небольшого ломбарда), а наличие двух определённых ошибок может стать поводом для закрытия ломбарда через суд.

С начала осени Центробанк уже подал иски о банкротстве нескольких десятков ломбардов, писал «Коммерсантъ». Ассоциация развития ломбардов ждёт в этом году ухода с рынка нескольких сотен игроков. Всё это может привести к росту уже имеющихся лидеров или к появлению новых — из тех, кто объединит разрозненные компании в сеть.

Внутренний туризм

© Игорь Якунин / РИА Новости

«Российский туризм вырос на 30% только в 2015 году. И сегодня это серьёзный вызов туристическим компаниям, компаниям, которые занимаются строительством средств размещения», — заявила вице-премьер Ольга Голодец в начале года. С момента подорожания доллара количество людей, начавших путешествовать по стране, выросло на 18% по итогам 2015 года и, по прогнозам, прибавит ещё на 10–15% по итогам 2016-го. Ростуризм предполагает, что число путешествующих по России превысит в 2016 году 55 млн человек.

Самыми популярными направлениями Ростуризм называет Сочи (+12% к лету прошлого года) и Крым, который учитывает в статистике внутреннего туризма (+25% к прошлому году). А самым быстрорастущим стал турпоток на Сахалин (на 30% туристов больше, чем год назад), на Курилы (на 24% больше) и в Алтайский край (на 20%).

Успех внутреннего туризма настолько очевиден, что российские власти по инициативе Владимира Путина уже предложили ввести специальные сборы в курортных регионах — по 50–100 рублей с человека. Пилотный проект по введению курортного сбора, скорее всего, будет начат как раз в четырёх самых популярных для туризма регионах: Алтайском крае, Краснодарском крае, Крыму и в Кавказских Минеральных Водах (Ставрополье).

Фастфуд

© Константин Чалабов / РИА Новости

Объём продаж в недорогих закусочных за первые шесть месяцев 2016 года вырос, по данным NPD Group, на 4%. Эта небольшая на первый взгляд цифра выглядит революционной, учитывая, что рынок общепита переживает сейчас не лучшие времена: за первое полугодие этого года оборот ресторанов сократился на 3,7%, до 615,9 млрд рублей. Падение продолжается с 2015 года, по итогам которого оборот всего рынка упал на 5,5%, до 1,3 трлн рублей, по данным Росстата.

На фастфуд в прошлом году приходилось всего 15% рынка — 193 млрд рублей. Но эта доля может сильно вырасти до конца 2017 года. Пока рестораны средней и высокой ценовой категории закрываются, сети быстрого питания, наоборот, расширяются: за май 2015 — май 2016 года в стране открылись 408 новых сетевых ресторанов, работающих в формате быстрого питания, говорится в исследовании компании GFK. 80% рынка фастфуда поделены между гигантами: McDonald’s, KFC, Burger King. McDonald’s свою выручку в России не раскрывает. Продажи российского подразделения KFC выросли с начала года на 31%, выручка «Бургер Рус» за 2015 год — на 39% и составила, по данным «СПАРК-Интерфакса», 13,9 млрд рублей. За 2016 год KFC планирует открыть 100 ресторанов на Дальнем Востоке, McDonald’s — 60, а Burger King — 135 до конца 2017 года.

Секс-услуги

© Валирий Христофоров / ТАСС Архив

Хотя людей, вовлечённый в бизнес по продаже секс-услуг, сложно назвать выигравшими, нельзя не отметить, что за два года рынок профессиональной проституции вырос на 20%, бытовой — на 35%. Об этом сообщил «Русской службе новостей» заместитель председателя фонда «Полиция нравов» Владимир Зажмилин. По официальным данным, в оказание секс-услуг вовлечено порядка 1 млн человек, а Зажмилин утверждает, что эта цифра превышает 3 млн. В ассоциации секс-работниц России «Серебряная роза» приводят данные МВД о том, что уже в 2014 году было задержано на 22% больше человек, оказывающих секс-услуги, чем в 2013-м, и винят кризис: «В первую очередь из-за кризиса работу потеряли женщины, которым нужно продолжать кормить семью, к тому же много девушек приехало в Россию из Украины», — говорит лидер «Серебряной розы» Ирина Маслова.

Фотография на обложке: Кирилл Калинников / РИА «Новости»

Обсудить ()
Новости партнеров