$ 64.1568.47$53.94
30 сентября 2016 года в 14:10
Партнерский материал

Сергей Полуэктов («МедиаСофт»): «Почему мы стали продавать людей»

Секреты эффективной работы

Сергей Полуэктов («МедиаСофт»): «Почему мы стали продавать людей»

На рынке веб-разработки уже давно есть отличные студии и команды, которые давно и эффективно работают, успешны и узнаваемы. Все 10 лет, что я наблюдаю за этим рынком, у большинства игроков есть острая потребность в квалифицированных разработчиках.

Стабильных, прогнозируемых, надежных и недорогих субподрядчиков на разработку крупные продакшны и агентства с переменным успехом ищут давно и никогда не прекращают поиск. С самого начала наша команда почувствовала этот тренд и поставила задачу стать №1 в России в этом, на первый взгляд, незаметном и находящемся вдали от блеска софитов сегменте рынка. Наше базирование в Ульяновске отлично способствовало таким амбициям — уровень жизни и средняя зарплата ниже московской, а образовательная база и квалификация ИТ-специалистов региона достаточно высокая.

Одна из самых больших ошибок компаний, которые пытаются работать на рынке субподряда в веб-разработке, — стремление усидеть на двух стульях: брать работы у топовых студий и одновременно стремиться составить им конкуренцию и оказывать весь спектр услуг прямым клиентам. Это приводит к распылению усилий, размыванию позиционирования, росту внутренних издержек и нарушению стройности организационной структуры. С 2010 по 2014 год я проработал в команде, которая по неопытности тоже попала в эту ловушку и в итоге так и не достигла больших высот ни на одном из рынков.

В 2014 году мы решили открыть компанию «МедиаСофт», специализирующуюся только на php-разработке, — компанию, которую так давно хотел видеть рынок. Для начала был проведён мониторинг закупочных цен на субподрядную разработку. Главным ориентиром для нас стал уровень заработной платы специалистов такого же профиля в компаниях Москвы. Мы добавили накладные расходы на содержание сотрудников и предложили схожие условия. Фактически, мы дали классические для качественного аутсорсинга любых услуг плюсы — за аналогичные для клиента расходы забрали всю головную боль по обеспечению производства на себя, позволив агентствам сосредоточиться на том, что они умеют лучше всего — клиентском сервисе, разработке стратегий присутствия в интернете и управление проектами.

Мы понимали: чтобы стать номером один на этом рынке, мы должны дать главное — самых квалифицированных разработчиков, способных решать любые технологические задачи. Поэтому на старте мы инвестировали в наш главный актив — в специалистов и их зарплаты, в рабочую атмосферу и условия труда. Это был достаточно смелый шаг, абсолютно противоречащий типовому развитию компании по веб-разработке, которая сначала вкладывается в маркетинг и продажи, а только потом задумывается о том, как обеспечить исполнение заключенных контрактов.

Быть недорогими для клиентов и щедрыми для сотрудников возможно лишь при минимизации накладных расходов. Неэффективность и жадность менеджмента — главная причина дороговизны услуг любой компании. Для программистов очевидно, что наиболее устойчивый и эффективно работающий алгоритм — самый простой, а автотестирование и мониторинг уязвимых мест позволяют увеличить стабильность системы и дать возможность контролировать большие объёмы данных, реагируя лишь на нештатные ситуации. Эти принципы мы и взяли за основу работы менеджмента нашей компании. Упрощение бизнес-процессов, автоматизация учёта и контроля разработчиков — всё это дало возможность работать на предупреждение проблем, а нагрузка руководителей по обеспечению текущего производства свелась до минимума. Мы смогли быстро масштабироваться без реформ управления, менеджмент получил возможность уделять гораздо большее внимание калибровке системы работы компании и развитию главного актива — разработчиков, их мотивации, настроения и квалификации.

Система нашей работы заключается в прямой коммуникации разработчиков с менеджером на стороне клиента. Он ставит задачи и принимает их реализацию, разработчик фиксирует затраченное время, а в конце месяца мы выставляем счёт на оплату за потраченное время. На первый взгляд такая модель может показаться странной и опасной — не все готовы платить за потраченное время. Но мы сознательно держим относительно низкую стоимость часа работы специалиста, поэтому компании, понимающие математику стоимости производства программных продуктов и имеющие в своем штате грамотных проектных менеджеров, охотно работают с нами именно в таком формате. Они выигрывают, приобретая время специалиста гораздо более высокой квалификации, чем у других компаний рынка веб-разработки за тот же ценник. С нашей стороны основная задача — исключить риск неэффективной работы разработчика и внимательно следить за теми часами, которые он фиксирует.

© Пресс-служба «МедиаСофт»

Многих интересует вопрос: если вся отрасль испытывает сильный дефицит программистов, откуда же нам удается их брать? Ответ простой: воспитывать самим и обеспечивать их всем, чтобы они впоследствии не покидали компанию. Я сам по образованию программист и долгое время проработал на этой позиции, поэтому решил строить коллектив, в котором самому было бы комфортно работать на позиции разработчика.

Как нам удаётся удерживать людей и сохранить их мотивацию? Во-первых, нужны профессиональные вызовы и нетривиальные задачи — при наличии большого спроса мы можем выбирать то, что интересно разработчикам, а не заставлять их реализовывать очередной типовой проект. Во-вторых, отсутствие прессинга со стороны руководства и избавление от необходимости решения любых задач, не связанных с разработкой. В-третьих, наличие профессиональных коллег, большое количество внутренних коммуникаций и общение с экспертами отрасли для обмена опытом. В-четвёртых, максимальное внимание к молодым специалистам, наставничество и индивидуальный подход к каждому.

Плюс активная нерабочая жизнь, поощрение любых инициатив и ещё очень много незаметных неподготовленному глазу нюансов. Всё это вместе с адекватными финансовыми условиями позволяет не только удерживать своих разработчиков, но и быть привлекательным работодателем для сотрудников других компаний. А приток молодежи обеспечивается за счёт тесной интеграции с университетами, проведения крупных отраслевых мероприятий в регионе и курсов по базовому и продвинутому php — работа с персоналом и реклама компании на кадровый рынок не останавливается ни на секунду.

Несмотря на то, что рост штата компании шёл в геометрической прогрессии, и сейчас нас уже больше 60 человек, мы всегда были очень избирательны в отборе: смотрели в первую очередь на адекватность, человеческие качества и потенциал. Как показала практика, это наиболее верное стратегическое решение для устойчивого развития команды.

Становясь все больше и предлагая рынку востребованный продукт, очень сложно удержаться от соблазна стать дорогими. Но мы умышленно стараемся держать относительно низкую стоимость, это двигатель нашего роста и возможность выбирать адекватных и грамотных клиентов с интересными нам задачами. Сегодня разброс наших цен за час работы специалиста — баланс спроса и предложения. Мы отталкиваемся от возможностей нашего производства и стараемся держать этот диапазон таким, чтобы у каждого из наших сотрудников были задачи, которые с одной стороны он качественно способен закрывать, а с другой, вызывали у него интерес.

Второй соблазн, против которого часто не могут устоять молодые компании — сделать совсем низкий ценник и набрать много работы. Компании рынка много общаются, часто собираются на отраслевых конференциях, поэтому найти заказы не сложно. Здесь кроется потенциальная гибель компании-подрядчика — стоит снизить контроль и отдать работу дальше на субподряд, сорвать сроки или выдать некачественный результат, как у агентства резко пропадает желание работать с данным подрядчиком, а ввиду тесного общения представителей рынка эта информация быстро распространяется и между другими потенциальными заказчиками.

Чтобы быть лидером, нужно выделяться на фоне остальных компаний. На стихийном рынке субподрядной веб-разработки выделиться не сложно. Быть крупными, стабильными и прогнозируемыми, иметь сильную технологическую экспертизу, быть готовым в кратчайшие сроки помочь клиенту освоить любые объёмы штатными специалистами, — всё это позволяет добиться успеха и иметь обороты на уровне десятки лидеров рынка клиентской веб-разработки, базируясь в регионе.

Фотография на обложке: Пресс-служба «МедиаСофт»

Читать по теме

Новости партнеров