$ 63.8768.69$53.93
19 сентября 2016 года в 09:04

Александр Дунаев. Зачем «финансовое подразделение Alibaba» приходит в Россию

Купить Qiwi, заняться микрокредитами?

Александр Дунаев. Зачем «финансовое подразделение Alibaba» приходит в Россию

Главная новость последнего времени в российском финтехе — заявление китайской компании Ant Financial Services (СМИ называют её «финансовым подразделением Alibaba») о планах выйти на российский рынок микрокредитования. Для нашего рынка это действительно резонансное событие, поэтому важно правильно расставить акценты. Но пока этого никто не сделал.

Ant Financial Services Group — самая дорогая финтех-компания мира

Китай — крупнейший в мире рынок финтеха. Mackenzie в последнем отчёте оценила его в $1,5–2 трлн (около 20% ВВП).

В Китае самый большой рынок P2P-кредитования (выдано более $150 млрд). Он уже породил такие компании, как CreditEase (площадка номер один в Китае) или Lufax, оценённая в $19 млрд. Но самый большой сегмент — другой: интернет-платежи. Здесь как раз и доминирует недавно оценённая в $60 млрд Ant Financial — с сервисом Alipay, который обслуживает, согласно подсчётам Credit Suisse, 450 млн пользователей и 58% онлайн-платежей.

Alipay начал свою жизнь в составе гиганта электронной коммерции Alibaba, основанного в конце 1990-х предпринимателем Джеком Ма. Помимо Alipay компания также контролирует фонд Yu’e Bao (около $100 млрд под управлением), онлайн-банк MYBank и сервис кредитных рейтингов Sesame Credit.

Ant Financial не является «финансовым подразделением Alibaba»

Что бы ни писали в российских СМИ, ещё до IPO головной компании в 2014 году Джек Ма выделил Ant Financial в отдельное юридическое лицо, зарегистрированное на Каймановых островах, оставив себе лично, по разным оценкам, около 40%. Alibaba, видимо, получила опцион на 38% компании, который, однако, может быть реализован лишь в том случае, если Ant Financial разместится на бирже. Джек Ма пошёл на это только после скандала, который устроил крупный миноритарный акционер — Yahoo!. В результате Ant Financial на сайте Alibaba упоминается в качестве related company, а не subsidiary. Разница существенная.

Россия — стратегически важный рынок для Alibaba

По данным TNS, ещё в 2014 году AliExpress (часть Alibaba, отвечающая за экспансию на зарубежные рынки) стал самым популярным игроком на российском рынке электронной торговли. Набрав 15,6 млн пользователей в месяц, он обошёл как зарубежных конкурентов eBay и Amazon, так и отечественных чемпионов («Юлмарт», Wildberries и Ozon). Джек Ма много раз подчёркивал значение нашего рынка для компании (международная экспансия вообще — в центре стратегии Alibaba в 2016 году), дважды приезжал на ПМЭФ, открывал российский офис. У Alibaba даже есть российский инвестор — в 2014 году стало известно, что акционером компании является Алишер Усманов.

Ant Financial активно инвестирует в компании и на внутреннем рынке, и за рубежом

В начале прошлого года Ant Financial купила 25% Paytm — лидера на рынке мобильных платежей Индии, заплатив около $500 млн. Джек Ма тогда говорил, что для Alibaba эта сделка является стратегической, потому что по числу поставщиков Индия на его платформе уступает только Китаю. Компания подтвердила вектор на инвестиции в платёжные сервисы, купив этим летом 20% в тайской Ascend Money. Тогда же Ant Financial инвестировала $38 млн в Shanghai Suntime Information Technology, поставщика данных о китайских фондах, потратив $38 млн.

Стратегия китайцев в России — поглощение, а не партнёрство

В последние несколько лет Ant Financial заключала партнёрские соглашения и с европейскими компаниями — например, с французской Ingenico. В этом году на Давосском форуме китайцы объявили о начале сотрудничества с ВТБ, хотя это и выглядело, на мой взгляд, скорее как политический реверанс, нежели старт реальной экспансии на российском рынке.

Глава Ant Financial Цзя Хан говорит, что его компания заинтересована в сделках с российскими компаниями из сферы небанковского кредитования. Кто это может быть? Точно не те, кто раздувает расходы на содержание сети офисов, агентов и другие офлайновые активности. Китайцы скорее обратят внимание на тех, кто сосредоточился на технологиях кредитного скоринга, data science, имеет успешно работающий продукт и рыночный потенциал. Такие компании в России есть. Но, я думаю, нам и нашим конкурентам рано открывать шампанское.

Учитывая, что Ant Financial фокусируется в первую очередь на платежах, обеспечивающих коммерческий оборот на торговых площадках Alibaba, логичнее ждать, что китайцы будут в первую очередь присматриваться к российским платёжным сервисам. В связи с этим Ant Financial скорее проявит стратегический интерес к QIWI, лидеру рынка, услугами которого, по его собственным данным, пользуются 62 млн человек. Собственно, QIWI и Alibaba уже и так сотрудничают — российский платёжный сервис работает с AliExpress с 2012 года. Не исключаю, что именно такому партнёру Alibaba поручит развивать свои финансовые сервисы — в том числе и кредитные. Тем более, что QIWI уже давно позволяет оформлять микрозаёмы на свои электронные кошельки.

Так или иначе, какой бы выбор Ant Financial ни сделала, нет сомнений, что шаги китайского гиганта вызовут сейсмический резонанс во всех сегментах российского финансового рынка — от электронной коммерции до платёжных сервисов и розничного банковского бизнеса.

Фотография на обложке: Chance Chan / Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров