$ 63.3067.21$54.33
08 августа 2016 года в 19:56

Как создать и раскрутить МФО в интернете

Курс молодого ростовщика

Как создать и раскрутить МФО в интернете

В 2015 году портфель банковских потребкредитов сжался на 13% (ипотека упала ещё сильнее), зато микрозаймы выросли на 25% — до 63 млрд рублей. Компании, которые выдают микрокредиты онлайн, прибавили ещё сильнее.

Чем ниже падают доходы, тем больше у МФО будет клиентов. Высокие проценты (500–700% годовых) обусловлены большими потерями от проблемных займов, поэтому на астрономическую прибыль рассчитывать не приходится, но всё же маржинальность остаётся весьма привлекательной. У онлайновых МФО — около 50% в год. Это хороший бизнес, и пока ещё в нём есть место новым игрокам.

Первоначальный капитал

Чтобы открыть онлайн-МФО, достаточно нескольких миллионов рублей. Деньги нужны на разработку программного обеспечения, закупку серверов, зарплату сотрудникам, продвижение и выдачу займов.

Классического инвестора стартапом в сфере МФО не удивить: компаний на рынке уже слишком много. Банки тоже не спешат сотрудничать с начинающими, потому что не могут ничего взять в залог: информация о клиентах, договоры, бухгалтерия — всё это находится в облаке и не поддаётся материализации.

Остаётся привлекать частных инвесторов — обычных физлиц (по закону, они могут инвестировать в МФО от 1,5 млн рублей). Скорее всего, сначала это будут ваши друзья и знакомые, которым придётся предложить более высокие проценты, чем те, на которые они могут рассчитывать, положив деньги в банк. Например, мы предлагаем своим первым инвесторам 26% годовых через 360 дней или 24% при ежемесячном начислении.

Важное законодательное ограничение вступит в силу в марте 2017 года. Федеральный закон №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает минимальный размер собственных средств микрофинансовой компании — 70 млн рублей. Если уставной капитал меньше, такая компания считается микрокредитной организацией. Она тоже сможет выдавать микрозаймы, но вот привлекать инвестиции частных лиц уже не получится — компании придётся рассчитывать на средства учредителей.

Регистрация МФО

Чтобы начать микрофинансовую деятельность, вы должны зарегистрировать юридическое лицо, а затем подготовить комплект документов для внесения сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций. Никаких сложностей здесь нет. Список документов стандартный: заявление о внесении сведений о юридическом лице в госреестр МФО, копии учредительных документов организации, сведения о её учредителях и другие. Решение о регистрации примут за 30 рабочих дней.

Продвижение

Итак, компания зарегистрирована. Как привлечь клиентов, особенно на первых порах, когда сарафанное радио ещё не заработало? Здесь не существует плохих или хороших каналов привлечения. Для примера, по каналам привлечения аудитория Webbankir.com распределяется следующим образом: прямой трафик — 30%, контекстная и медийная реклама — 20% и 13%, SEO — 12%, партнёрские программы — 10%, видеореклама — 7%, e-mail-рассылки и SMM — по 4%.

У SEO наименьшая стоимость привлечения клиентов, но сама система инертна и не даёт никаких гарантий. Контекстная реклама стоит дорого, но вы получаете результат буквально в тот же день. Большой потенциал для МФО у e-mail-маркетинга, но важно не перекормить клиента и не спровоцировать шквал отписок. Многие делают ставку на SMM, однако забывают, что главные задачи соцсетей — развлечение и общение, поэтому превращать их в эффективный канал продаж довольно сложно. Зато они прекрасно работают на бренд и узнаваемость.

Самое простое на первом этапе — это партнёрские программы. Мы начинали с партнёрских площадок во «ВКонтакте», которые сразу обеспечили хороший трафик на сайт. Цена вопроса зависит от того, какую цель вы поставите. Кто-то готов платить только за переход на сайт, кто-то — за подачу кредитной заявки. Мы платили партнёрам за одобренные заявки. Привлечение такого клиента стоит недёшево — 1000–1500 рублей, и надо быть готовым к тому, что проценты от первого займа его не окупят. Это инвестиции в клиентскую базу, которые должны окупиться, когда довольный заёмщик придёт к вам снова.

Работа с клиентами

Чтобы лучше понимать, на что сделать акцент в работе с клиентами, обратитесь в другие МФО под видом тайного покупателя, оцените их сервис и условия выдачи займа. Подайте заявки в несколько компаний и изучите, какие данные они просят указать, сравните их анкеты между собой. Как правило, часто пересекающиеся поля являются наиболее важными.

Обращайте внимание на нюансы. Например, требуется ли предварительная регистрация или компания предлагает сразу заполнить заявку на заём? Например, мы ввели регистрацию, потому что психологически человеку сначала проще заполнить пять-шесть полей, а не 60 пунктов анкеты на оформление займа. Зато если клиент прошёл регистрацию, мы видим его контакты и впоследствии можем напомнить о себе.

Оценка клиентов вручную

Главная компетенция МФО — это умение оценивать потенциальных заёмщиков, то есть выдавать займы тем клиентам, которые впоследствии вернут их с процентами. В онлайновом микрофинансировании риски выше, потому что надо уметь идентифицировать человека, не видя ни его паспорт, ни его самого: а что если человек выдаёт себя за другого? Источниками информации о клиенте служат сведения, предоставленные им самим, данные бюро кредитных историй, государственных и правоохранительных органов и даже аккаунты в социальных сетях — сотни разных параметров.

Оценка происходит в несколько этапов. На входе устанавливаются так называемые кредитные правила — базовые параметры, на основе которых компания принимает решение о выдаче займов. К таким критериям могут относиться возраст, наличие российского гражданства, отсутствие судимости. Их задача — автоматически отсечь тех, с кем вы не планируете работать в принципе.

После первого отсева происходит более детальное изучение заявок. Пока не накоплена статистическая база, будьте готовы к тому, что это придётся делать вручную. Ориентируйтесь на то, что в среднем один менеджер в состоянии обработать около 100 заявок в день.

Автоматизация оценки

Почему важен свой скоринг, а не внешние системы? Во-первых, автоматизация процессов существенно увеличивает скорость обработки заявок. Во-вторых, клиентская база у каждой компании уникальна и никто не может знать вашего клиента лучше, чем вы сами. Оценивая клиентов самостоятельно, вы поймёте, какие показатели важны, а какие нет. Например, в какой степени о дисциплинированности заёмщика говорят непогашенные штрафы ГИБДД, налоги или квартплата. Понять это можно только на практике: выдавать займы, смотреть на динамику возвратов, анализировать и вносить коррективы.

Статистика поначалу может быть удручающей. Мы начинали с 80% невозвратов: в первый месяц выдали займов на 1 млн рублей, из которых не вернулось 800 000 основного долга. Во второй — 2 млн рублей с потерей 1,5 млн. Первые промежуточные результаты можно подвести, когда вы выдали 3000–5000 займов. Это тот статистический минимум, после которого скоринговая система начинает работать эффективно.

Обычно на разработку скоринговой системы требуется не меньше полугода, поэтому начинать разработку стоит с самого начала. Можно делать всё с нуля или на базе универсальных платформ вроде «1С». Важно помнить, что даже идеальный скоринг — лишь один из элементов оценки заёмщика. Часть заявок, по которым трудно принять положительное или отрицательное решение, всё равно должны обрабатываться людьми. У нас около 20% заявок не соответствуют кредитным правилам, 70% обрабатываются скоринговой системой, остальные — специалистами по андеррайтингу.

Взыскание просроченной задолженности

Часть займов всё равно не вернётся — в среднем по рынку приемлемым уровнем дефолта считается 20%. Благодаря работе с просроченной задолженностью этот показатель можно уменьшить.

На первых порах работу с проблемными заёмщиками лучше отдать внешним коллекторским агентствам. Обычно их комиссия составляет 10–40% от суммы долга в зависимости от сложности его взыскания. Если просрочка меньше месяца, то часто клиенту достаточно просто позвонить и напомнить о задолженности. Если же человек не платит полгода или год, потребуется гораздо больше усилий.

Сотрудничество с коллекторами позволит вам сосредоточиться на своей главной компетенции — выдаче займов. Когда этот процесс будет отработан, можно заняться созданием собственной службы взыскания, причём начинать с так называемого soft collection — возврата долгов, просрочка по которым составляет не больше 30 дней. Затем можно браться за работу со злостными неплательщиками. Но это не значит, что вы должны отказаться от услуг внешних коллекторов: разумно отдавать часть плохих долгов на аутсорсинг, а часть — своей внутренней службе и смотреть, кто справляется эффективнее.

Движение денежных средств

Итак, заявка клиента одобрена. На данном этапе важно, чтобы деньги без задержек ушли ему на карточку. Сегодня технологию P2P (point-to-point) поддерживают сотни платёжных шлюзов — специалистом в вопросе быть не обязательно, достаточно просто погуглить в интернете.

Выбирая платёжный шлюз, через который вы будете переводить средства, обратите внимание на его комиссию (естественно, чем она меньше, тем лучше), есть ли у него круглосуточная поддержка и насколько высока экспертиза. Процент успешных зачислений на карту должен составлять не менее 99%. У некоторых платёжных шлюзов конверсия, например, всего 90%. А вот быстродействие шлюзов при этом не столь важно, поскольку все переводят средства примерно с одинаковой скоростью — в течение нескольких минут.

Определить надёжного партнёра помогут рейтинги, отзывы и самостоятельное тестирование, поэтому подключайтесь к разным шлюзам. При наличии автоматизированной системы выдачи займов интеграция с партнёром займёт всего один-два дня. Работать с разными шлюзами полезно и с точки зрения безопасности и резервирования системы. Если у одного из партнёров вдруг произойдёт сбой, вы тут же переключите операции на другого. Можно выдавать займы через один шлюз, а принимать средства к погашению через другой.

Программы лояльности

Как уже говорилось, едва ли первый заём окупит стоимость привлечения клиента. Задача в том, чтобы он вернулся к вам снова, поэтому программами лояльности нужно заниматься с самого начала.

Некоторые компании предлагают взять первый заём под 0%, чтобы оценить качество сервиса. Другие снижают процентную ставку для надёжных клиентов. Это своего рода геймификация, которая отлично работает: с каждым новым займом клиент как бы переходит на следующий уровень.

Вопреки распространённому мнению проценты — не самое главное для заёмщиков МФО. Среди наших клиентов много людей с идеальной кредитной историей, которые могут получить кредит в банке под более низкий процент. Но 5000 — 10 000 рублей им проще взять у нас — без заполнения документов и ожидания одобрения. Поэтому в привлечении посетителя делайте ставку на скорость и удобство.

Фотография на обложке: Athar Hussain / Reuters

Обсудить ()
Новости партнеров