$ 64.1568.47$53.94
14 июля 2016 года в 14:10

Как алкогольные бренды обходят рекламные ограничения

Звёзды, животные и эвфемизмы

Как алкогольные бренды обходят рекламные ограничения

Рекламный ролик водки «Пять озёр», в которой снялся «российский двойник Леонардо Ди Каприо» Роман Бурцев, всего за неделю собрал на YouTube более 1,2 млн просмотров. Российское законодательство запрещает использовать в рекламе алкоголя образы людей, поэтому на ТВ такой ролик появиться не может. YouTube и социальные сети — другое дело.

Видео о мужчине с внешностью отяжелевшего кумира, который «устал от фальши», бросает в поле внедорожник с красоткой и уплывает от них на лодке в рассветный туман, не фокусируется на выпивке. Бутылка «Пяти озёр» появляется в кадре на мгновение. В случае чего представители бренда могут сказать, что это и не реклама вовсе, а короткометражное кино. В России и за рубежом давно борются с рекламой алкоголя, и производители успели найти массу способов балансировать на грани «можно» и «нельзя».

«Отсутствие чётких критериев нарушения или, напротив, излишне подробное описание того, что запрещается, позволяют производителям алкоголя достаточно просто обходить закон», — объясняет председатель Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева. Кроме того, рекламу спиртного облегчает сложность экспертизы содержания слоганов. «Секрет» собрал самые изящные уловки, с помощью которых производители алкоголя обходят запреты, и обсудил их с юристом*.

Никто не выпивает

Сильвестр Сталлоне — главный герой ролика, рекламирующего водку «Русский лёд». Актёр рассказывает о своих русских корнях: «Характер достался от прабабушки». В финале крупным планом показывают бутылку водки, а закадровый голос сообщает: «Русский лёд. В каждом есть что-то русское».

Как и в случае со свежим видео «Пяти озёр», здесь можно было бы придраться к тому, что в ролике появляются люди. Закон «О рекламе» (21-я статья) запрещает использовать в рекламе алкоголя «образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации».

Проблем у бренда, по мнению Светланы Бурцевой из Люберецкой коллегии адвокатов, скорее всего, не будет: «Да, реклама использует образ человека, но при этом не демонстрирует употребление алкоголя. Этот ход позволяет обойти формальный запрет на присутствие людей в кадре».

Похожая история — с рекламой водки Absolut, которая не только использует образы людей, но ещё и прозрачно намекает, что спиртное раскрепощает и помогает найти партнёра. В ролике сцена знакомства мужчины и женщины в ночном клубе перемежается крупными кадрами распития.

Согласно российскому законодательству реклама спиртных напитков не должна утверждать, будто их употребление «имеет важное значение для достижения личного успеха, улучшает физическое или эмоциональное состояние». Секрет в том, что герои ролика разливают по стаканам просто некую бесцветную жидкость из графина — бутылка Absolut в кадре не появляется.

Игра слов

В отличие от российского законодательства, в США реклама алкогольных напитков на телевидении и в интернете разрешена. Также в Америке нет запрета на присутствие в кадре людей и животных. Рекламу спиртного при этом можно демонстрировать только на каналах, у которых не менее 70% аудитории старше 21 года, но это ограничение можно обойти.

Реклама пива Budweiser выглядит неоднозначно, поскольку больше похожа на семейную короткометражку. Она рассказывает о дружбе щенка и лошади. Видео обыгрывает название пива — best buds (лучшие друзья), что созвучно Budweiser и Bud, как ещё называют это пиво. В 2014 году этот ролик был показан в перерыве финальной игры за звание чемпиона Национальной футбольной лиги, самого популярного в мире спортивного события.

Светлана Бурцева считает, что явных нарушений американского законодательства здесь не было, однако налицо косвенная эксплуатация темы дружбы: «Особенности визуального ряда позволяют эффективно воздействовать на аудиторию младше 21 года. Но так как использование образов животных в рекламе алкоголя не запрещено, это делает почти невозможным успешное судебное преследование».

Реклама под прикрытием

Реклама безалкогольных напитков позволяет продвигать всю линейку напитков бренда. Это один из самых старых приёмов. Например, безалкогольное пиво содержит удельную долю этилового спирта менее 0,5% от объёма готовой продукции, поэтому не относится к числу алкогольных и может рекламироваться людьми и животными.

По закону этикетки алкогольных и безалкогольных напитков должны отличаться, однако о существенности разницы ничего не сказано. Так, в ролике «Балтики» мы видим белую жестяную банку пива «Балтика 0», которая своим дизайном напоминает содержащую алкоголь «Балтику 7».

Похожая ситуация с рекламой пива Hoegaarden, в которой снялись российский ресторатор Алексей Зимин и звезда американских боевиков Чак Норрис. Ролик, если коротко, рассказывает о том, как здорово запивать пивом хороший ужин. О том, что имеется ввиду безалкогольное пиво, говорят лишь титры, появляющиеся в начале и конце, и едва заметный знак «0,0%» на бокалах, которыми чокаются Зимин и Норрис.

«В рекламе Hoegaarden использован классический ход: продвигается вся линейка продукции за счёт демонстрации конкретного напитка, — резюмирует Светлана Бурцева. — При этом производитель избегает упоминания существенных отличий именно этого вида товара от прочих, выпускаемых под той же маркой, в таких же банках и бутылках».

Завуалированные призывы

В отличие от роликов, о которых речь шла выше, реклама «Зелёной марки» кажется чистой как слеза (юридически). Ролик демонстрирует только бутылку и стакан со льдом, в который сначала наливают прозрачную жидкость, потом — что-то вроде томатного сока. Всё портит финал — мы видим на экране слоган «One is not enough!» Пуристы могут разглядеть в этом косвенный призыв к чрезмерному употреблению алкоголя.

По мнению юристов, факт нарушения в такой ситуации будет трудно доказать в силу отсутствия чётких критериев в законе. То ли «Зелёная марка» призывает не делать большой перерыв между первой и второй, то ли она предлагает разбавлять, то ли ещё что-то.

В рекламном ролике водки Nemiroff есть фраза «Nemiroff. Будь собой». Вроде бы понятно, на что намекают, — видимо, эта водка добавляет выпившему уверенности в себе. Но можно придумать и десятки других интерпретаций. Доказать, что реклама связывает потребление алкоголя с образом жизни успешной личности, не получится.

*В материале исследованы сюжетные ходы, а не вопросы размещения. С 2012 года реклама алкоголя на телевидении и в интернете запрещена. В 2014 году для рекламы на ТВ сделали незначительные послабления, а в интернете компании обходят запрет — например, публикуя те же видеоролики за пределами российской доменной зоны.

Обсудить ()
Новости партнеров