$ 63.3067.21$54.33
04 июля 2016 года в 09:00

Евгений Чечёткин. Почему предпринимателю вредно быть максималистом

Идеал недостижим

Евгений Чечёткин. Почему предпринимателю вредно быть максималистом

Амбиции, целеустремлённость и перфекционизм помогают строить бизнес, пока они не переходят в другое качество — бескомпромиссный максимализм. Стараясь сделать как можно больше и лучше, предприниматель рискует угодить в опасную ловушку. Пока вы будете оттачивать сервис и выбирать идеальные шрифты для сайта, ваш конкурент выпустит похожий продукт и первым соберёт все сливки, несмотря на то что у него не идеально работает поддержка и в некоторых браузерах съезжают поля.

В конце прошлого года наш сервис онлайн-бронирования площадок для мероприятий Zavento, как нам казалось, не был готов на 100%, но мы всё равно его запустили. Идея, которую мы воплотили, витала в воздухе, и мы знали, что есть команды, которые работают в этом направлении. Мы не прогадали. Если бы отложили запуск на месяц, нас бы, скорее всего, опередили и мы потеряли бы миллионы рублей.

Работайте с тем, что есть

Пришлось отказаться от планов подключить к нашей системе не только отели, но ещё рестораны, лофты, выставочные пространства. Выбор был такой: либо подключить лофты и рестораны и загрузить все отделы — от продажников до программистов — расширением базы, либо работать с минимальным объёмом, следить за продажами и корректировать проект. Теперь я понимаю, что мы поступили правильно, решив работать только с отелями.

Чтобы начать сотрудничать с другими площадками, только на интеграцию потратили бы больше месяца. Кроме того, в отличие от отелей, другие площадки не могут предоставить полный комплекс услуг, и нам пришлось бы искать поставщиков. Это поставило бы нас в зависимое положение: качество обеспечивают партнёры, но отвечаем за него перед клиентами мы.

Мой ментор и партнёр Оскар Хартманн как-то сказал мне: «Работай с тем, что есть. Продавай продукт на уже на ранней стадии». Именно так мы развивались, и я уверен, что это единственно верный путь. Пробную версию Zavento сделали на деньги бизнес-ангела, первое бронирование получили от мамы моей подруги, которая — так совпало — работает в ивент-бизнесе. В итоге, когда мы пришли на встречу с инвесторами, у нас уже был работающий продукт, который нужно было всего лишь масштабировать.

Искусство вовремя остановиться

По умолчанию наши клиенты выбирают из нескольких базовых вариантов меню. В один прекрасный день мы подумали, что, предложив более широкий список, мы обеспечим себе конкурентное преимущество. Так у нас появились десятки вариантов кофе-брейков, ланчей и обедов на каждой площадке. Потребовался месяц, чтобы осознать: лишь немногим клиентам нужен большой выбор.

Помню, как я обсуждал эту тему с Хартманном. «Мы сейчас сидим в зале, где есть 100 режимов освещений, — сказал он. — Это здорово, но у меня нет времени выбирать, какой подходит лучше. Мне нужен один красивый универсальный вариант». Осознав ошибку, мы вместо того, чтобы вводить новые опции, решили запустить функцию перебронирования ивентов: клиенты могут посмотреть, какие мероприятия проходили на площадке в прошлом, и, если что-то понравилось, воспроизвести удачный вариант.

Когда мы планировали презентацию проекта для партнёров и журналистов, нам всё время хотелось сдвинуть её на более поздний срок — казалось, что получается не идеально. Волевым усилием остановились — и всё в итоге прошло успешно с тем, что было. Одно из слабых мест максималистов состоит в том, что они панически боятся ошибиться. В результате их проекты умирают, не увидев свет. Чтобы победить в себе максималиста, нужно перестать использовать слово «ошибка». Стоит заменить его словом «опыт», и жить и работать сразу станет намного проще.

Фотография на обложке: Denis Balibouse / Reuters

Обсудить ()
Новости партнеров