$ 64.1568.47$54.46
03 июня 2016 года в 16:03

Артемию Лебедеву: Пить молочный улун — это нормально

Ответ на скандальный пост

Артемию Лебедеву: Пить молочный улун — это нормально

Блогер и ресторатор Артемий Лебедев недавно написал гневный пост о молочном улуне. По его мнению, этот сорт чая — «самая большая тупость на свете», которую «впаривают лохам в России с совершенно нереальной наценкой». Он заявил, что в меню кафе Студии Артемия Лебедева молочного улуна никогда не будет. Производитель шоколада Okasi Владимир Митрофанов не согласен с блогером и объясняет почему.

Первым противником чая на Руси стала православная церковь. Как только не стращали: и «кто пьёт чай, отчаявается от бога», и «коль пьёшь чай, спасения не чай». Потом сообразили, что под чай молитва хорошо идёт, и смягчились. Некоторые старообрядцы, к примеру, так и не признали этот напиток, считая его слишком возбуждающим. Принципиальность Артемия Лебедева из той же серии.

Идея молочной ароматизации чая ни плоха и ни хороша. Бывает лишь добросовестно скрученный молочный улун и не очень. Качество продукта зависит от двух параметров: уровня выбранного чая и ароматизатора. Хороший молочный улун определить несложно: чем больше целых и одинаковых чайных листьев в продукте, тем он лучше. Технология производства также проста: после ферментации листьев их спрыскивают молочным ароматизатором.

Молочный улун — продукт исключительно экспортный, ориентированный на европейского потребителя, для которого важно иметь чёткие маркеры идентификации чая. Аромат, процесс заваривания и чаепития, возможность соотнесения себя с узким кругом любителей — всё это при сильной маркетинговой поддержке сделало молочный улун привлекательным в глазах россиян. Китайцам такие заморочки с запахами не нужны, они выбирают продукт попроще.

Лебедев пишет, что четверть оборота чая в России делает молочный улун. Но это явное преувеличение. Из данных РБК и Таможенной службы мы знаем, что растёт доля пакетированного чая. Россияне, как и европейцы, ценят своё время и на заваривание его особенно не тратят. Кроме того, весь зелёный чай, включая пакетированный, не превышает 10% от общего потребления чая. То есть на самом деле мы ведём речь о 2–3% аудитории сортового чая, любителей экзотического потребления и практик самосовершенствования. Возможно, четверть оборота и правда занимает молочный улун, что всё равно сомнительно, если посмотреть на многообразие ассортимента чайных магазинчиков.

Несмотря на то что Россия — четвёртая страна в мире по потреблению чая, говорить о какой-то особенной русской чайной культуре не приходится. Кстати, сформировалась русская традиция чаепития в XVII веке на основе английской, а не китайской. Китайская традиция многоразового заваривания чая в Россию пришла в нулевые — вместе с чаем.

Сейчас мы можем наблюдать в этом бизнесе две тенденции, причём прямо противоположные. Практика чаепития возле самовара пополудни, как и во всём мире, активно вытесняется тем же пакетированным чаем и его отдельными брендами. Буквально за последние 20 лет доля пакетированного чая на российском рынке выросла втрое. Скоро мы будем выбирать между чаем Lipton, Greenfield и «Беседа». Как и в Европе, где чайные полки уже ограничены четырьмя сортами чая.

С другой стороны, за время, прошедшее после развала СССР, выросла искушённость и осведомлённость любителей чая, для которых работают клубные кафе и магазинчики. В них представлены всевозможные сорта со всех плантаций мира.

Какое место в этом раскладе займёт молочный улун? Следуя логике развития событий, в первой группе потребителей о нём могут не узнать вообще, а втора, в силу своих ценностей может отвергнуть его по причине недостаточной аутентичности. А кроме того, мода ведь меняется. Неплохие перспективы, скажем, у порошкового чая «Матча» из Японии: он прост в приготовлении и к тому же действительно полезен благодаря своему составу. Японцы считают свой чай одной из значимых причин национального долголетия. Неослабевающим спросом пользуются дорогие, элитные марки чая. Растёт также популярность ароматизированных чаёв с фруктовыми и цветочными добавками.

Какой чай пить — выбирает потребитель. Любая дискриминация по чайному признаку неуместна. Задача предпринимателя — предоставить качественный продукт.

Фотография на обложке: PA Images

Обсудить ()
Новости партнеров