$ 63.9168.50$53.93
02 июня 2016 года в 16:39

Новое кино: «Финансовый монстр» — пророчество об американском капитализме

Младший брат «Волка с Уолл-стрит»

Новое кино: «Финансовый монстр» — пророчество об американском капитализме

В российский прокат вышел фильм Джоди Фостер Money Monster («Финансовый монстр») с Джорджем Клуни и Джулией Робертс в главных ролях. «Секрет» посмотрел картину о коррупции, манипуляциях в медиа и социальном неравенстве и объясняет, почему это важно.

В Америке много проблем. Псих может подойти к любому на улице и выстрелить в голову. Капитализм с его пропагандой лидерства, стремления к успеху и деньгам достал. Люди не верят газетам, считая, что те заодно с воротилами с Уолл-стрит. На этих убеждениях основан фильм Джоди Фостер. Три составляющие: городские сумасшедшие, ненависть к финансистам и недоверие к СМИ — здесь доведены до абсурда.

Ещё в 2014 году учёные Принстонского университета обнаружили, что политика властей США направлена на удовлетворение желаний обеспеченных людей и не обращает внимание на потребности среднего американца. По сообщению New York Times, совокупный доход 1% богатейших жителей США больше, чем у остальных 99% населения. Разрыв между богатыми и бедными американцами продолжает увеличиваться.

Это обстоятельство вывело из себя героя фильма Фостер — нью-йоркского почтальона и трейдера Кайла Бадуэлла (Джек О'Коннелл), поэтому он под видом террориста c пистолетом и взрывчаткой ворвался в прямой эфир передачи Money Monster. Последней каплей стало то, что Бадуэлл вложил все свои деньги в акции технологичной компании Ibis, но что-то пошло не так: по сообщениям компании, компьютерная система дала сбой и акции рухнули — инвестор потерял $80 000. Он винит ведущего популярного шоу Money Monster Ли Гейтса (Джордж Клуни) за то, что тот с экрана телевизора призывал зрителей покупать бумаги. Бадуэлл хочет быть услышанным: когда продюсер шоу Патти Фенн (Джулия Робертс) командует отключить камеры, тот требует не прекращать эфир и угрожает расправой. Зрители всего мира приникли к телевизорам и наблюдают за ходом событий.

Шоу должно продолжаться. Передача Money Monster становится международной сенсацией, Фенн выжимает из этого максимум: надевает на Бадуэлла микрофон, чтобы того было лучше слышно, и руководит съёмкой — отчаянный псих становится героем передачи, с ведущим в прямом эфире он обсуждает проблемы американцев. Он взывает к чувству вины Гейтса, из-за которого многие жители потеряли деньги. Гейтс несколько часов поддерживает разговор, пока полиция готовит спасательную операцию. Вскоре жертвой кажется уже скорее Бадуэлл — он ведёт себя как пациент на сеансе психотерапевта. Говорит, что абсолютно потерян: девушка беременна, но терпеть его не может, он зарабатывает $14 в час и не знает, как дальше жить.

Гнев Бадуэлла полностью смещается в сторону Ibis — он требует объяснений, почему акции компании рухнули, и не верит в ошибку алгоритмов. Когда Бадуэлл и Гейтс приходят в офис Ibis, чтобы поговорить с главой компании Уолтом Кэмби (Доминик Уэст), Бадуэлл задаёт свои вопросы. Воротила бизнеса отвечает подобно тому, как отвечал Майкл Бьюрри в «Игре на понижение»: когда речь идёт о деньгах, все защищают свои интересы. Теперь террорист Бадуэлл кажется наивным романтиком.

Критики считают, что по сравнению с «Волком с Уолл-стрит» и «Игрой на понижение» фильм выглядит слабым и нереалистичным. Но у «Монстра» есть достоинства — он куда понятнее массовому зрителю и не грузит тонкостями финансового рынка. На Каннском фестивале Фостер назвала свою работу «фильмом под попкрон, который говорит просто о сложных вещах». Джордж Клуни, отвечая на вопрос журналистов, является ли фильм пророчеством о США, к власти в которых пришёл Трамп, ответил: «Трамп — результат того, что многие новостные программы не задают острых и тяжёлых вопросов».

В Америке много проблем. В этом году фондовому рынку США, вероятно, предстоит пережить очередной мощный кризис, аналитики прогнозируют дальнейшую рецессию. Создатели «Финансового монстра» считают, что корпорации могут быть коррумпированными, даже если ежеквартально публикуют финансовую отчётность, и поднимают вопрос о влиянии СМИ и отдельно взятого ведущего на решения многих людей (сложно представить себе российское кино, в котором кто-то обвинял в своих бедах ведущих программы «Время»). Фильм предостерегает: ещё чуть-чуть, и разорвать цепь лжи и порока станет слишком сложно, тогда бороться с несправедливостью придут психи, которым нечего терять.

Фотография на обложке: WDSSPR

Обсудить ()
Новости партнеров