$ 64.1568.47$53.94
29 марта 2016 года в 08:00

Иван Афанасов. Как учёному заработать на патенте

И не облажаться

Иван Афанасов. Как учёному заработать на патенте

Помните перестроечный фильм «Гений» с Александром Абдуловым? В одной из сцен его персонаж, талантливый инженер, оклеивает стены уборной своими авторскими свидетельствами. За 25 лет в России многое изменилось, но и сейчас патент на изобретение не является автоматическим пропуском в красивую жизнь. У меня, например, есть 40 патентов, но 37 из них висят на даче, украшая одну из стен — совсем как в старом фильме.

С моими патентами такое случилось по трём причинам. Во-первых, не все разработки нашли потребителей. Классическая ошибка учёного, который попадает в предпринимательскую среду, — отталкиваться не от потребностей того или иного рынка, а от интересных лично ему научных проблем. Во-вторых, часто авторы патентуют изобретения, что называется, про запас, чтобы на всякий случай застолбить за собой место, — такое в моей практике тоже было. В-третьих, наличие каких угодно патентов является условием множества конкурсов, которые проводят институты развития.

Это нормально, что не все авторские свидетельства становятся источником заработка. Важно правильно распорядиться теми, у которых есть такой потенциал. У меня есть три патента, которые позволяют мне заниматься собственным бизнесом. Сейчас я курирую проекты участников акселерационной программы «Формула Биотех 2016» в Научном парке МГУ имени М.В. Ломоносова: молодые учёные попадают в реальные условия рынка и решают актуальные бизнес-задачи компаний. Моя задача — помочь новому поколению правильно капитализировать самое ценное, что у них есть, — результаты интеллектуальной деятельности.

Что такое патент

Патент — это документ, который подтверждает исключительное право изобретателя на результат его творческого труда. От того, насколько хорошо он сумеет этим правом распорядиться, зависит его предпринимательский успех.

Прежде всего каждому молодому учёному нужно чётко понимать разницу между такими понятиями, как «автор патента» и «патентообладатель».

Автор патента — физическое лицо, творческим трудом которого созданы объекты интеллектуальной деятельности: изобретения, полезные модели или промышленные образцы. Если вам удалось запатентовать изобретение, исключительное право авторства на патент остаётся у вас навсегда. Автоматически автор патента становится и патентообладателем (этот статус он может сохранить за собой или передать на определённых условиях другому физическому или юридическому лицу).

Патентообладатель — физическое или юридическое лицо, которому принадлежат права на объект интеллектуальной собственности. Этот статус даёт право использовать изобретение по своему усмотрению — в частности, монетизировать его любыми доступными способами. Патент можно продать — и получать в дальнейшем за его использование фиксированное вознаграждение. Можно лицензировать — и получать роялти. Наконец, вы можете внести патент в уставной капитал компании (для этого нужно оценить его стоимость), которая займётся производством товаров или услуг согласно его содержанию.

Это была теория, но на практике далеко не все авторы становятся патентообладателями. Что ещё хуже, не за всеми учёными, совершившими изобретения, закрепляются даже просто авторские права. Учёному, который работает в наукоёмкой компании, где «рождаются» патенты, могут даже не сказать, что он является автором патента. Хорошо ещё, если запишут в «коллектив авторов» — бывает, что и этого не происходит. По моему опыту (и опыту моих коллег), такое в России, к сожалению, происходит в большинстве случаев, что абсолютно неправильно.

А правильно, когда учёному в рамках трудового договора даётся служебное задание, согласно которому изобретатель должен разработать что-нибудь важное и полезное. И если результатом этой работы станет патентоспособная интеллектуальная собственность, то, во-первых, учёный получает право быть автором патента, а во-вторых, на определённых условиях (получить фиксированный платёж или договориться о роялти) передать право патентообладателя компании или институту. Условия сотрудничества следует оговаривать заранее в рамках договорных отношений либо с работодателем, либо с партнёрами или учреждениями, на базе которых ведётся научная деятельность.

Как зарегистрировать патент

Оформить патент можно самому или с помощью услуг патентного поверенного. На сайтах Роспатента и ФИПС есть все требования к заявке, рекомендации, образец заполнения пошлин.

Для оформления нужно заполнить заявку на патент, а также заплатить пошлину за рассмотрение. Стоимость единоразовой пошлины варьируется от 700 до нескольких тысяч рублей — в зависимости от объекта патентного права (полезная модель, изобретение или промышленный образец) и от количества пунктов в описании сущности изобретения.

Перед подачей заявки придётся «перелопатить» значительный объём литературы, патентных данных, статей. Это нужно, чтобы максимально точно описать изобретение в стиле «сегодня есть технологии A, B и C, а мы делаем D. Наша технология лучше существующих тем-то и тем-то».

Патент легко делать самому, если уже есть опыт. У меня составление заявки занимает в среднем десять дней. Если вы не знаете, как это делать, то первый свой патент стоит написать вместе с патентным поверенным. Если работать с патентным поверенным, на оформление заявки может потребоваться всего два-три рабочих дня. Стоить это будет от 50 000 до 100 000 рублей — в зависимости от региона и объекта патентного права.

В среднем на рассмотрение заявки патентным органом уходит 12 месяцев для изобретений, два месяца — для полезных моделей.

Как сделать патент основой своего бизнеса

У вас есть перспективная разработка, но нет денег, площадей, оборудования, а также наработанных каналов продвижения и продаж. О том, как всем этим обзавестись, я расскажу на примере моей собственной компании «Наполи».

На кафедре химической технологии и новых материалов в МГУ им. М.В. Ломоносова вместе с коллегами мы разработали новую технологию производства полимерных нано- и ультратонких волокон и позже решили написать методичку с описанием данного способа. Ей заинтересовался крупный производитель современных перевязочных материалов — компания «Биотекфарм», которая увидела перспективы наших научных разработок в рамках своего основного бизнеса.

Мы запатентовали технологию, и позднее, в момент создания и структурирования бизнеса, наш патент был оценён в несколько десятков миллионов рублей — так и появилась компания «Наполи», которая сейчас выпускает и продаёт биорезорбируемые раневые повязки из биополимеров.

Именно патент на способ производства волокон лёг в основу бизнеса — оценка его стоимости определила размер доли учёных в уставном капитале. Партнёр («Биотекфарм») помог с регистрацией продукции и по своим каналам продвигал и продавал продукт. Постепенно мы переняли часть его компетенций, сделали свой интернет-магазин и запустили продажи в аптечном сегменте.

Есть несколько подходов в оценке стоимости патента. Можно смотреть на то, сколько стоит аналогичный патент, сколько было потрачено на создание объекта оценки, и анализировать потенциальный доход, который может получить правообладатель от использования своего изобретения. Другой вариант — отталкиваться от того, какой вклад в создаваемый бизнес вносят партнёры.

Какие есть альтернативы

У молодых учёных сегодня, возможно, нет площадей, нет больших денег, нет больших возможностей, но есть светлые головы, оригинальные мысли, классные изобретения и энтузиазм. Нужно использовать это, правильно оформлять интеллектуальную собственность и начинать своё дело. Те, кто не собирается уходить из науки, могут зарабатывать на своих открытиях тремя способами.

1) Получать фиксированный платёж или роялти

Предположим, группа учёных работает в компании, которая производит новые косметические средства. Компания поручает (в форме служебного задания) разработать состав и технологию производства нового продукта. За выполненную работу учёные получают права авторства на изобретения. Работодатель, как правило, оставляет исключительные права патентообладателя себе, и за это он предлагает автору определённую сумму, которая прописывается в авторском договоре. Впоследствии компания может сама запустить производство этой продукции либо продать патент на технологию или продукт.

Вознаграждение автору патента может быть оформлено на разных условиях: один из вариантов — фиксированная стоимость (паушальный платёж). С другой стороны, можно получать роялти — процент с суммы реализации или прибыли с созданного по патенту товара или услуги. Это возможно сделать только тогда, когда производство будет поставлено на поток. Также в некоторых случаях можно договориться как о паушальном платеже, так и о роялти одновременно.

На мой взгляд, роялти — наиболее выигрышная модель для обеих сторон. Учёный реализует свои амбиции и компетенции, создавая максимально качественный продукт с перспективами на рынке, компания получает качественный прибыльный продукт или услугу в своём портфеле.

В биотехе, например, роялти обычно составляют 1–5% объёма продаж. Приведу пример из своей практики. Оборот по одному продукту за год достигает 50 млн рублей, роялти, о котором договорился коллектив авторов из трёх человек, — 2%. На другой продукт приходится 20 млн рублей, размер роялти на двух авторов — 3%. Вот считайте, могут ли в России заработать учёные. Нужно найти, на чьей площадке воплотить свои знания и умения, и двигаться вперёд.

2) Продать патент

Допустим, вы один или в команде единомышленников разработали классный продукт. Вы сделали на него патент и продали его заинтересованному покупателю. То есть просто взяли и заработали. Это легальный, простой и понятный механизм. Самый простой, который приходит в голову, однако я мало знаю людей, кому хоть раз представлялась такая возможность. Культура продажи патентов (подобная той, что есть на Западе или, например, в Японии) в России сейчас только формируется. Возможно, ситуация изменится, но на это потребуется время.

3) Заняться «патентным троллингом»

Есть и такой путь. Можно патентовать всё, что угодно. Исключительное право на патент даёт возможность препятствовать другим лицам в использовании изобретения без разрешения. Всякий, кто захочет выйти на рынок, будет вынужден или выкупить патент, или платить вам роялти. Впрочем, чтобы эта схема работала, вам нужно уметь угадывать, в каком направлении движется тот или иной рынок, а это большое искусство.

Фотография на обложке: FA Bobo / Pixsell / PA Images

Обсудить ()
Новости партнеров