$ 63.9267.77$54.46
08 декабря 2015 года в 08:00

Севан Авалян. Как составить идеальный договор на оказание услуг

Пять рекомендаций

Севан Авалян. Как составить идеальный договор на оказание услуг

Определить, опытный перед вами бизнесмен или новичок, легко по тому, как он относится к составлению договора. Если компания имеет серьёзные намерения, её контракт вряд ли поместится на пяти страницах. После решения о начале работы генеральный директор тут же запросит документы, подтверждающие вашу надёжность. На самом деле минимизировать юридические риски в бизнесе не так уж сложно. Просто российские предприниматели почему-то не учатся на чужих ошибках — только на своих.

I. Вечером деньги — утром стулья

Ничего не делайте, пока не подписали контракт — каким бы надёжным вам ни казался новый клиент, какую бы прибыль он ни сулил. Как правило, подписанию договора предшествует устная договорённость. Многие исполнители сразу же начинают работать, не дожидаясь завершения бумажных формальностей, и часто попадают в ситуацию, когда большой объём работы выполнен, но заказчик не торопится подписывать договор или акты.

Исполнитель становится заложником — приходится продолжать работу в надежде, что рано или поздно ему всё-таки заплатят. В какой-то момент его расходы могут превысить предполагаемый доход, и тогда ничего не останется, кроме как идти в суд. В этом случае пригодится (хотя и не гарантирует успешное разрешение спора) всё, что фиксирует договорённости в письменном виде: электронные письма или сообщения в мессенджерах.

II. Доверяй, но проверяй

Всегда проверяйте, с кем работаете и что подписываете. Со стороны контрагента может подписать человек, который не является генеральным директором фирмы и, соответственно, не имеет права этого делать. Бывает и так, что договор составляется для бухгалтерской отчётности — то есть с юридической точки зрения он не будет защищать права сторон. Не стоит забывать о сроке исковой давности, который у нас в стране составляет три года.

Чтобы избежать проблем, важно до начала работы запросить все документы, связанные с деятельностью компании.

Для ООО это:

  1. копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  2. копия свидетельства о регистрации юридического лица;
  3. копия договора аренды / свидетельства о праве собственности и страницы устава с юридическим адресом;
  4. копия приказа о назначении генерального директора (если договор подписывает не генеральный директор, нужна копия документа, подтверждающая полномочия подписанта, например доверенность с соответствующими полномочиями);
  5. копия уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения (УСН) — если поставщик свои товары не облагает НДС);
  6. копия приказа о первичных документах.

Для ИП:

  1. свидетельство о постановке на учёт в качестве ИП;
  2. декларация об оплате налогов по УСН — если ИП действует больше года;
  3. договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение.

Все эти принципы актуальны, само собой, не только для подрядчиков, но и для заказчиков. Один клиент «Модульбанка», владелец небольшого производства, заключая сделку с подрядчиком, совершил все возможные ошибки, названные в этом пункте. Договор был составлен безграмотно — его условия фактически не защищали интересы этого клиента. Подпись под документом поставил человек, который не имел права подписывать договор от лица компании. Все процессы — от переписки до выставления счёта — вёл посторонний человек. Даже непонятно, был ли это сотрудник компании или просто мошенник. Наконец, наш клиент не выяснил, есть ли у контрагента ресурсы для выполнения договорённостей. Всё это привело к тому, что заказ оказался невыполненным, деньги потеряны. Где находится исполнитель — теперь тоже неясно.

III. Условия договора должны быть понятны всем

Не такая уж редкая ситуация: договор есть, но составлен он так, что лучше бы его не было. Почему-то малый бизнес часто воспринимает любой договор как волшебную палочку — мол, если хоть какие-то бумаги есть, всё так или иначе будет хорошо. Но важен не сам договор, а его условия, которые должны быть чёткими и ясными: заплатить столько-то, сделать столько-то, сроки — такие-то.

Как всё прописывать? Буквально. Конечный срок выполнения работы — например, 10 июня 2016 года или 45 дней с даты вступления договора в силу. Важно, чтобы были прописаны порядок и сроки разрешения споров. Если не уверены в контрагенте, указывайте минимальные сроки. Допустим, подрядчик не выполнил работу вообще или выполнил её некачественно. Если на досудебный (читай — претензионный) порядок отведено, скажем, 60 дней, как это часто бывает, есть риск, что по его истечении от вашего контрагента кроме названия и адреса ничего не останется.

IV. Никогда и ничего не стесняйтесь

Всегда предупреждайте партнёра о форс-мажоре и обстоятельствах, объективно мешающих работе. Часто исполнитель выполняет заказ по техническому заданию, которое заказчик составил самостоятельно. Если задание составлено неграмотно и есть риск невыполнения работы или получения нежелательного результата, необходимо в письменной форме предупредить об этом заказчика.

Согласно статье 716 Гражданского кодекса у исполнителя есть право уведомить заказчика и приостановить работу, если исполнитель видит серьёзные препятствия для выполнения такой работы. Если этого не сделать, ответственность за невыполнение обязательств по договору ляжет на исполнителя целиком — и оправдаться обстоятельствами уже не получится.

Работает это так. В адрес генерального директора ООО или ИП пишется письмо, в котором нужно указать, что не получится, например, вовремя построить гараж — потому что проектировщик предоставил неверный проект, или, допустим, просела почва. Необязательно указывать в письме ссылки на законодательство — главное, что вы своевременно сообщили о возникших препятствиях. Кстати, возможные препятствия и форс-мажор стоит прописать в договоре. Тогда, если случатся мешающие работе обстоятельства и вы оперативно сообщите об этом, то фактически не понесёте никакой ответственности.

V. Нельзя предусмотреть всё

В бизнесе может произойти что угодно. Например, у контрагента сменится генеральный директор и новый руководитель не хочет продолжать работу с прежними партнёрами. Вникать в детали сотрудничества с предыдущим заказчиком он вряд ли захочет. Например, даже слушать не станет рассказы о том, что с его предшественником у вас была достигнута устная договорённость об изменении отчётного периода. В результате вам не только могут отказать в продлении контракта, но ещё и зададут неприятные вопросы об исполнении обязательств, которые вы на себя взяли. Что в такой ситуации можно сделать? Вариантов масса, но основные — исправляться и договариваться. Не получается? Расторгайте контракт. Если вам предстоит расторжение по договору оказания услуг или подряда, можно будет отказаться от дальнейшей работы, возместив убытки заказчика (само собой, заказчик должен будет доказать, что убытки действительно были). Если у вас какой-то другой договор, ищите юриста — похоже, вам нужна помощь.

Фотография на обложке: David DeLaRosa / Flickr

Обсудить ()
Новости партнеров